Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины, России и Беларуси. Январь - Сентябрь 2015

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Итоги Январь - Сентябрь

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции

Вначале проиллюстрируем динамику курса российского рубля к доллару в сравнении с экономически обоснованным уровнем.

Очевидно, что за последний месяц исчезла (под влиянием урегулирования на Юго-Востоке Украины и стабилизации цен на нефть) часть спекулятивной составляющей, но она устранена не полностью. Мы подтверждаем прежний прогноз – рост курса доллара свыше 70 рублей не имеет оснований, кроме спекулятивных, а также бездействия ЦБ РФ. Ослабление доллара ниже 60 рублей – маловероятно с учетом состояния российского бюджета и необходимости пополнения золотовалютных резервов.

Рис. 1. Курс доллара ЦБ РФ и расчетный курс по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

На российском авторынке в сентябре объемы продаж сохранились на уровне предыдущих месяцев. Интересно, что в 2015 году как никогда слабо проявляются сезонные факторы – продажи колеблются примерно вокруг постоянного уровня (100-110 тыс. иномарок, 130-140 тыс. вместе с отечественными). Можно прогнозировать, что в конце года не будет традиционного скачка продаж – лишь небольшой подъем.

Рис. 2. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке РФ (данные без учета отечественных автомобилей, т.к. в 2009 году значительную долю продаж составляли сверхбюджетные классические модели АвтоВАЗа, которых теперь нет на рынке)

Анализ ситуации в Украине начнем с комментария к ситуации к банковской системе. Наконец приостановилось падение депозитов физических лиц не только в гривне, но и в иностранной валюте. Банковская система понесла очень серьезные потери, которые еще не закончились, но продолжает функционировать.

Рис. 3. Депозиты населения в банковской системе Украины

На авторынке Украины в сентябре замечен рост в сравнении с августом. Пока абсолютные значения невелики, но положительный тренд присутствует.

Рис. 4. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Украины

В сентябре произошел значительный прирост ”серого” импорта на авторынке Беларуси. Как следует из диаграммы, часть этого прироста продажи, очевидно "украденные" у официальных дилеров. Вторая часть - чистый прирост регистраций по сравнению с обычным уровнем (клиенты, которые ждали именно этого момента, чтобы купить машину в России).

Рис. 5. Объемы и структура регистраций новых иномарок в 2014- 2015 гг. в Беларуси по месяцам

Помесячная динамика регистраций новых автомобилей в Беларуси каждый год уникальна из-за законодательных и валютных потрясений (есть надежда, что хотя бы в 2016 году она окажется более ”нормальной”). В IV квартале 2015 г. регистрации будут сильно отставать от прошлогодних, в итоге объем регистраций 2015 и 2014 года сложится примерно одинаковым.

Рис. 6. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Беларуси

Автомобильный рынок Украины в январе-сентябре 2015 года

Покажем общие итоги регистрации новых автомобилей в Украине в январе-сентябре 2015 года:

Рис. 11. Объемы регистраций новых автомобилей в январе-сентябре 2009-2015 гг. в Украине, тыс. шт.

В целом рынок регистраций новых автомобилей показал падение на 58% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом падение рынка иномарок составило 56%, а продажи отечественных марок за 9 месяцев 2015 г. сократились на 70%.

Поквартальные темпы прироста украинского рынка представлены ниже. Как видим, падение продаж в третьем квартале 2015 г. замедляется.

Рис. 12. Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РУ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Портфель марок Холдинга в Украине относительно продаж 9 месяцев 2014г. упал на 50%, что лучше рыночной динамики в -58%. Если сравнивать только результаты сентября, то портфель наших марок сократился на 12% (для справки, снижение рынка в целом в сентябре составило -26%).

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине в разрезе отдельных брендов за 9 месяцев 2015 г. (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в Украине.

Лишь марки BMW и Mazda из марок ТОП-20 показали прирост продаж за период 9 мес. 2015 г. Бренды Холдинга разместились в первой десятке рейтинга, но Skoda потеряла 3 позиции, а VW - 1 позицию. Обе эти марки показали динамику продаж хуже рыночной.

Проанализируем динамику продаж по ТОП-20 марок в III квартале 2015 г. относительно аналогичного периода 2014г.:

Рис. 13. Изменение объемов продаж в III квартале 2015 г. по сравнению с III кварталом 2014 г. в Украине по маркам

Как видим, приростом продаж за III квартал отметились не только Mazda и BMW, но и Renault, Suzuki и Mercedes. По маркам Skoda и VW увеличилось отставание от динамики рынка. Импортер марки в Украине крайне консервативен в прогнозах и не ожидает роста даже в IV квартале, поэтому все более отстает от рынка.

Сегмент премиальных марок в Украине за 9 месяцев 2015 года снизился на 34%. Лидер сегмента – BMW. Рост продаж у Acura связан с эффектом низкой базы. По остальным премиум-маркам динамика продаж схожа с массовым рынком.

Автомобильный рынок России в январе-сентябре 2015 года

Покажем общие итоги продаж автомобилей (иномарки и отечественные автомобили) в России за 9 месяцев 2015 года относительно аналогичного периода 2009-2014 гг.

Рис. 7. Объемы продаж новых автомобилей в январе-сентябре 2009-2015 гг. в РФ, тыс. шт.

Продажи автомобилей за три квартала 2015 г. составили 1 192 723 шт., сократившись на 33% относительно того же периода 2014 г. Продажи иномарок снизились на 35%, а сегмент отечественных автомобилей на 25%.

Портфель марок Холдинга в РФ относительно 9 месяцев прошлого года упал на 48% (если сравнивать только сентябрьские продажи, то результат несколько лучше: -37%).

Поквартальные темпы прироста российского рынка представлены ниже. Динамика продаж в III квартале остается стабильно негативной (-25%), хотя и несколько сглаженной относительно предыдущих кварталов:

Рис. 8. Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей в России в разрезе отдельных брендов в январе-сентябре 2015 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки «Атлант-М» в России. В рейтинг для наглядности также добавлена марка Холдинга в РФ Opel, которая выбыла из TOP-20.

Прирост продаж в ТОП-20 продолжает показывать только Lexus (+6 позиций). У Mercedes (+5 позиций в рейтинге) динамика ухудшилась. Отметим рост продаж марок УАЗ (7,9%) и Datsun в январе-сентябре. Рост продаж Datsun обусловлен эффектом низкой базы (продажи начались в сентябре 2014 г.).

Из марок Холдинга рост в рейтинге показала GM-АвтоВАЗ: +3 позиции. К слову, данная марка также падает медленнее рынка. Динамика падения продаж других марок Холдинга существенно хуже рыночной. Наибольшее отставание у уходящих марок GM.

Рис. 9. Изменение объемов продаж за 9 мес. 2015 г. по сравнению с 9 мес. 2014 г. в России по маркам

Чтобы убрать накопительный эффект продаж с начала года для целей анализа последних 3-х месяцев, рассмотрим изменение объемов продаж III квартала 2015 г. с III кварталом 2014 г. по ТОП-20 маркам (см. диаграмму ниже).

Как видим, положение GM-АвтоВАЗ заметно улучшилось: рост продаж относительно III кв. 2014 г. составил +534 а/м. Динамика продаж Ford стала лучше рыночной, что скорее связано со стартом продаж обновленной модельной линейки. Стоит также отметить ухудшение динамики продаж за III квартал у марки Skoda: падение продаж составило -38%. Продажи марок GM (Opel, Chevrolet) упали в 2 раза относительно аналогичного показателя прошлого года. В IV квартале этот показатель для GM будет намного хуже, а с 2016 года потеряет всякий смысл.

Рис. 10. Изменение объемов продаж за III кв. 2015 г. по сравнению со III кв. 2014 г. в России по маркам 

Сегмент премиальных марок в РФ в январе-сентябре 2015 года показал падение на 21% (в III квартале – на 17%), то есть несколько лучше рынка в целом. Лидерство в абсолютных продажах у Mercedes (легковая группа), наилучшая динамика - у Porsсhe, Lexus и Acura. Остальные премиум-бренды по своей динамике мало отличаются от массовых марок.

Автомобильный рынок Беларуси в январе-сентябре 2015 года

В Беларуси в январе-сентябре 2015 года рынок новых автомобилей (регистрации) вырос на 52% по отношению к 9 месяцам 2014 г.

Рис. 14. Объемы регистрации новых автомобилей за январь-сентябрь 2009 - 2015 гг. в РБ

Рост регистраций иномарок составил 58%, а регистрации отечественных марок выросли всего на 14%.

Сегмент регистраций премиальных автомобилей в январе-сентябре 2015 г. вырос на 29%. Лидером сегмента по числу регистраций остается по-прежнему марка Audi. Отрицательная динамика у Volvo и Land Rover.

Вернуться к списку