Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины, России и Беларуси. Январь - Март 2016

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Итоги Январь - Март

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции

Процессы укрепления цен на нефть и российского рубля, которые мы подробно описали в прошлом отчете, продолжили углубляться в марте и в первой половине апреля. Проиллюстрируем эту картину графически.

Фактически курс российского рубля все более приближается к расчетному равновесному (по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов). К слову, этот равновесный курс практически не меняется – резервы РФ, а также фонды Минфина, перестали падать.

Рис. 1. Официальный курс рубля ЦБ РФ и расчетный по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

Таким образом, мы наблюдаем последовательное сокращение спекулятивной составляющей (или ”премии за риск”) на фоне снижения политических и экономических рисков. При этом надо учитывать, что в первой половине апреля на рынке шла спекулятивная игра на укрепление российского рубля в ожидании возможного сокращения уровня добычи нефти в мире. Однако этого не случилось.

На графике хорошо видно, что потенциал для роста российского рубля остается и сейчас, но надо понимать, насколько сложившийся уровень курса адекватен ценам на нефть с точки зрения российского бюджета (см. диаграмму цен нефти Brent в российских рублях).

Рис. 2. Цена нефти Brent, рублей за баррель

Нынешний уровень курса является комфортным для России при ценах на нефть около 50 долларов, поэтому можно считать, что в нем уже заложены позитивные ожидания от нефтяного рынка. Но, так как экспортерам нефти не удалось договориться о сокращении предложения на рынке, курс российского рубля вновь начнет ослабевать.

Перейдем к динамике автомобильного рынка России помесячно. Мы сравниваем ее с 2014-2015 гг., а также с ”посткризисным” 2010 годом.

Рис. 3. Продажи новых автомобилей в России помесячно

Становится очевидным, что сценарий 2010 года (резкий рост рынка на фоне восстановления экономики и запуска программы утилизации) не повторится. Наиболее вероятно, что рынок будет идти немного ниже соответствующих месяцев 2015 года (а в отдельные моменты – даже превышать этот уровень).

В Украине ситуация на финансовых рынках стабилизировалась, курс гривны вернулся в диапазон 25-26 гривен. Урегулирование политического кризиса позволит относительно спокойно пройти ближайшие месяцы, хотя следующий транш кредита от МВФ придет нескоро.

Отметим, что нынешний уровень золотовалютных резервов почти адекватен курсу гривны (см. диаграмму) – главная проблема в том, чтобы компенсировать средства, уходящие на обслуживание внешнего долга.

Рис. 4. Официальный курс гривны НБУ и расчетный по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, гривен за доллар

Впервые за длительное время отмечена позитивная динамика промышленного производства (особенно металлургии) и грузоперевозок. Немного возросли реальные доходы населения, а вот в сельском хозяйстве пока отрицательный прирост.

На авторынке Украины, в марте продолжился прирост регистраций. По сравнению с провальными показателями марта прошлого года рынок почти удвоился, но это ”эффект малых чисел”. Как и в России, мы видим, что 2016 год сильно отстает в динамике от посткризисного 2010 года.

Рис. 5. Регистрации новых автомобилей в Украине помесячно

Еще более показательным является график, в котором 2015-2016 годы помесячно сравниваются с теми же периодами 2010-2011 гг. Темп восстановления пока намного ниже, и дело не только в географическом сокращении территории рынка:

Рис. 6. Регистрации новых автомобилей в Украине помесячно в 2015-2016 гг. сравнительно с 2010-2011 гг.

Таким образом, мы не можем в этом году рассчитывать ни на сценарии 2010, ни на сценарий 2011 года. Рынок восстанавливается медленно и тяжело.

Проблема ”серого” импорта новых автомобилей в Украину из России теряет свою актуальность при укреплении российского рубля и росте цен в самой России. Главный риск для рынка в будущем – это возможное снижение барьеров для импорта подержанных автомобилей (пусть даже только из ЕС и не ниже чем ”Евро-5”). Надо отметить, что цены на новые автомобили на украинском рынке сейчас неадекватно высоки, и при либерализации рынка подержанных автомобилей официальным импортерам придется тяжело.

Перейдем к экономике и авторынку Беларуси.

Белорусский рубль укрепился к доллару США вслед за российским. Сейчас его уровень близок к равновесному расчетному курсу, но не имеет запаса прочности.

Следует также отметить денежно-кредитную политику Нацбанка как важный фактор стабильности в настоящий момент. В отличие от прошлых лет, объем денежной базы в белорусских рублях практически не растет.

Рис. 7. Официальный курс рубля НБ РБ и расчетный по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

В последние месяцы мы постоянно отслеживаем риски для финансовой системы из-за оттока депозитов населения. Март в этом аспекте принес достаточно позитивные результаты – отток почти прекратился.

Рис. 8. Динамика депозитов населения в коммерческих банках РБ

На автомобильном рынке Беларуси по итогам I квартала объемы ”серого” импорта упали почти в четыре раза, а продажи официальных импортеров и дилеров – лишь на 4%. Поэтому темпы снижения общего объема рынка (-46%) не должны быть для нас пугающими.

Рис. 9. Структура регистрации новых автомобилей (все бренды) за I кв. 2015 и  2016 г. в РБ

Регистрации новых автомобилей выросли в марте по сравнению с февралем, при этом в их структуре ”серый” импорт по-прежнему составляет около 30%. В апреле данный показатель должен наконец-то уменьшиться.

Рис. 10. Регистрации новых автомобилей в Беларуси помесячно

Автомобильный рынок России в январе-марте 2016 г.

Покажем общие итоги продаж автомобилей (иномарки и отечественные автомобили) в России за 3 месяца 2016 года относительно аналогичного периода 2009-2015 гг.

Рис. 11. Объемы продаж новых автомобилей, I квартал 2009-2016 гг. в РФ, тыс. шт.

Падение рынка относительно соответствующего периода 2015 г. составило 17%, при этом продажи иномарок упали сильнее, чем рынок в целом - на 19%, а вот падение отечественных марок составило всего 10 % (в большей мере за счет роста продаж ГАЗ и УАЗ).

Марки, входящие в портфель «Атлант-М» в России (уже без учета Opel, Cadillac и Chevrolet), суммарно снизили продажи на 2,9%, то есть лучше среднерыночного показателя. Положительно на это повлиял результат марки Ford. Если сравнивать только мартовские продажи, то портфель наших марок прирос на 18% (за счет роста продаж Ford, GM-АвтоВАЗ и Skoda). Это очень положительная тенденция, т.к. в 2013-2015 гг. динамика нашего портфеля была существенно хуже среднерыночной.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей в России в разрезе отдельных брендов в январе-марте 2016 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки «Атлант-М» в России.

Прирост продаж среди иностранных брендов снова отмечается только у Ford и Lexus (у обоих марок начало прошлого года было не очень удачным).

Сильное падение продаж испытывают Datsun и Mitsubishi. У Hyundai, Nissan и Mazda динамика продаж тоже хуже средней по рынку. Продажи Lada падают со среднерыночным темпом – новые модели Vesta и XRay пока в дефиците, а старые – теряют привлекательность.

Ford - единственная из марок Холдинга, которая показывает рост. Динамика VW и Skoda близка к среднерыночной, а у GM-АвтоВАЗ – несколько лучше.

Рис. 12. Изменение объемов продаж в январе-марте 2016 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ в январе-марте 2016 года показал падение на 13%. Лидерство в абсолютных продажах остается у Mercedes (легковая группа), несмотря на негативную динамику продаж легковой группы внутри сегмента. Наилучшая динамика сохраняется у двух премиум-марок: Porsсhe и Lexus. Продолжается падение Acura и Volvo.

Рынок подержанных автомобилей в России в январе-марте 2016 г.

Покажем общие итоги регистрации подержанных автомобилей в России в январе-марте 2016 г. относительно аналогичного периода 2014-2015 г.г.:

Рис. 13. Объемы продаж подержанных автомобилей, январь-март 2014-2016 гг. в РФ, тыс. шт.

Объем продаж подержанных автомобилей относительно января-марта 2015 г. увеличился на 6% (прирост по продажам иномарок составил 11%, в то время как отечественные б/у машины «упали» на 3%).

Рынок АМП за 3 месяца 2016 г. оказался в 3,5 раза больше рынка новых автомобилей:

Рис. 14. Объемы продаж новых и подержанных автомобилей в РФ, тыс. шт.

Наиболее популярные модели иномарок с пробегом за 3 месяца 2016 г. представлены в таблице. По всем иномаркам из ТОП-12 динамика продаж (точнее, перепродаж) положительная:

Автомобильный рынок Украины в январе-марте 2016 г.

Покажем общие итоги регистрации новых автомобилей в Украине в январе-марте 2016 г. относительно аналогичного периода 2009-2015 г.г.:

Рис. 15. Объемы регистраций новых автомобилей в I квартале  2009-2016 гг. в Украине, тыс. шт.

Относительно I квартала прошлого года рынок регистраций новых автомобилей увеличился на 49% (по сегменту иномарок рост составил 49%, по отечественным - 53%, но на очень малых объемах).

Динамика продаж «наших» (уже без учета Skoda) марок в целом выше рыночной динамики и составляет 53%. Наиболее динамичным брендом из нашего портфеля сейчас является Renault.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине в разрезе отдельных брендов за январь-март 2016 г. (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в Украине.

Относительно аналогичного периода 2015 г. в позициях лидеров произошли существенные изменения: Renault и Toyota обошли Nissan.

Единственными марками, показавшими отрицательную динамику в I квартале 2016 г. стали Hyundai и Peugeot. По остальным маркам (в особенности, премиум-сегмент) наблюдается рост регистраций в несколько раз.

Высокое место Lada, вероятно, объясняется дешевизной российского рубля в январе-феврале и распродажами остатков, ввезенных до принятия пошлин против российского автопрома. В дальнейшем позиции Lada будут слабеть.

Рис. 16. Изменение объемов продаж в январе-марте 2016 г. по сравнению с январем-мартом 2015 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных марок в Украине за январь-март 2016 года увеличился в 2,7 раза относительно января-марта 2015 г. Лидером сегмента остается BMW, прирост продаж показывают все марки за исключением нишевых.

Автомобильный рынок Беларуси в январе-марте 2016 г.

В Беларуси в январе-марте 2016 г. рынок новых автомобилей (регистрации) снизился на 46% по отношению к аналогичному периоду 2015 г.

Рис. 17. Объемы регистрации новых автомобилей за I квартал 2009 - 2016 гг. в РБ

Регистрации иномарок по сравнению с I кварталом 2015 г. упали на 49%, а сегмент отечественных автомобилей показал падение на 22%. О причинах мы подробно говорили выше, а сейчас рассмотрим динамику регистраций по маркам.

Единственными иномарками, которым удалось увеличить число регистраций, стали Skoda (28% серого ввоза, остальное официальные продажи) и Lifan (прирост регистраций связан с эффектом низкой базы, а также началом продажи внедорожника X60). Лидер рынка – Renault – сохранил регистрации практически на прошлогоднем уровне.

Самое резкое падение регистраций - у марки Mazda. Продажи дилера Mazda возобновились только в марте и составили 40% от мартовских регистраций марки.

На следующей диаграмме визуализирована динамика регистраций автомобилей за последние 3 месяца. Внизу диаграммы – марки, по которым был очень большой ”серый” импорт в I квартале прошлого года.

Рис. 18. Изменение объемов регистраций в январе-марте 2016 г. по сравнению с январем-мартом 2015 г. в РБ по маркам

Регистрации премиум-сегмента упали на 40%, то есть меньше, чем в среднем динамика по всему рынку. Лидером сегмента стала Audi. Единственной маркой с приростом абсолютных продаж в рейтинге является Lexus и Jaguar (эффект низкой базы у Jaguar).



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку