Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины, России и Беларуси. Январь - Июнь 2015

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Итоги I полугодия

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции

На валютном рынке России в июле продолжилось некоторое ослабление российского рубля (как реакция на нефтяные цены), который сместился к отметке 57 рублей за доллар. С точки зрения золотовалютных резервов и денежной базы курс российского рубля сейчас недооценен (см. диаграмму).

Курс доллара ЦБ РФ и расчетный курс по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

Рис. 1. Курс доллара ЦБ РФ и расчетный курс по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

Важный аспект для анализа ближайших месяцев – выплаты государства, банков и корпораций России по внешним долгам. Пики по величине ниже, чем в конце 2014 года – начале 2015 г. (когда это дестабилизировало ситуацию), но определенная напряженность может возникнуть.

Ожидаемые выплаты по внешнему долгу РФ, млн. долл.

Рис. 2. Ожидаемые выплаты по внешнему долгу РФ, млн. долл.

Помесячная динамика автомобильного рынка в июне стала немного более оптимистичной – объемы продаж выше, чем в мае (все данные без учета отечественных автомобилей, т.к. в 2009 году значительную долю продаж составляли сверхбюджетные классические модели АвтоВАЗа, которых теперь нет на рынке).

Работают сразу несколько факторов:

  • стабилизация экономической ситуации (достигнут локальный минимум падения экономики);
  • некоторая адаптация потребителей к новой ситуации и улучшение потребительских ожиданий после того, как они очень долго ухудшались;
  • меры поддержки автопрома (программа утилизации и т.д.);
  • борьба ряда игроков за сохранение рыночной доли посредством снижения цен и доходности.

Помесячные продажи новых иномарок на авторынке РФ

Рис. 3. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке РФ

В Украине ситуация перестала ухудшаться. На фоне незначительной девальвации и небольшого прироста золотовалютных резервов обеспеченность курса немного улучшилась (хотя риск девальвации очевиден и реализуется, если отменить ограничения).

Курс доллара НБУ и расчетный курс по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, гривен за доллар

Рис. 4. Курс доллара НБУ и расчетный курс по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, гривен за доллар

Депозиты населения в гривне перестали падать, в валюте небольшое падение продолжается. Прогноз прежний – системообразующие банки в основном выживут, но многие мелкие банки, связанные с отдельными ФПГ, уйдут с рынка. Ресурсная база для кредитования экономики очень сильно истощена, поэтому доступность кредитов будет низкой.

Депозиты населения в банковской системе Украины

Рис. 5. Депозиты населения в банковской системе Украины

На авторынке Украины в июне достигнут небольшой рост по сравнению с маем, однако это пока совершенно не те объемы, которые вызывают оптимизм. Некоторое улучшение ситуации возможно осенью, если сократятся импортные пошлины и не произойдет сильного ослабления гривны.

Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Украины

Рис. 6. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Украины

В Беларуси июнь не соответствовал тенденции последних трех месяцев – официальные продажи и ”серый” импорт немного возросли. Возможно, это связано с ослаблением российского рубля и сезонными факторами (в июне продажи почти всегда выше, чем в мае).

Объемы и структура регистраций новых иномарок в 2014- 2015 гг.  в Беларуси по месяцам

Рис. 7. Объемы и структура регистраций новых иномарок в 2014- 2015 гг. в Беларуси по месяцам

Помесячная динамика регистраций на рынке в 2015 году, начиная с июня, возможно, приобретет ”нормальный” характер и станет близка к 2013 году.

Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Беларуси

Рис. 8. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Беларуси

Автомобильный рынок Украины в I полугодии 2015 года 

Общие итоги регистрации новых автомобилей в Украине в I полугодии 2015 года:

Объемы регистраций новых автомобилей в январе-июне 2009-2015 гг.  в Украине, тыс. шт.

Рис. 14. Объемы регистраций новых автомобилей в январе-июне 2009-2015 гг. в Украине, тыс. шт.

В целом рынок регистраций новых автомобилей (иномарки+отечественные) показал падение на 68% относительно аналогичного периода прошлого года (по иномаркам 66%, по отечественным – 77%). Поквартальные темпы прироста украинского рынка представлены ниже. Как видно, падение продаж во втором квартале несколько замедлилось. Но это лишь статистический эффект – в прошлом году второй квартал уже был намного хуже первого.

Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РУ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 15. Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РУ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Портфель марок Холдинга в РУ относительно продаж I полугодия 2014г. упал на 59%, то есть идет лучше рынка. Если сравнивать только результаты июня, то портфель наших марок «упал» на 55%.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине в разрезе отдельных брендов за I полугодие 2015 г. (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в Украине.

ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине

Как видим, только BMW из марок ТОП-20 показала прирост продаж за период 6 мес. 2015 г. (сказался накопительный результат продаж с начала года, т.к. уже в июне падение продаж BMW составило 9%). Все марки Холдинга разместились в первой десятке рейтинга, но при этом Skoda падает намного быстрее рынка.

Проиллюстрируем ситуацию графически:

Изменение объемов продаж в январе-июне 2015 г.  по сравнению с январем-июнем 2014 г. в Украине по маркам

Рис. 16. Изменение объемов продаж в январе-июне 2015 г. по сравнению с январем-июнем 2014 г. в Украине по маркам

Рассмотрим также изменение объемов продаж по ТОП-20 марок во II квартале 2015 г. относительно аналогичного периода 2014г.

Изменение объемов продаж во II квартале 2015 г.  по сравнению со II кварталом 2014 г. в Украине по маркам

Рис. 17. Изменение объемов продаж во II квартале 2015 г. по сравнению со II кварталом 2014 г. в Украине по маркам

Таким образом, приростом продаж отметились, помимо BMW, еще 2 марки рейтинга: Mazda и Renault. C другой стороны, VW наряду со Skoda во втором квартале падала быстрее рынка.

Сегмент премиальных марок в Украине в I полугодии 2015 года снизился на 47% относительно I полугодия прошлого года. Лидер сегмента – BMW (марка показала рост продаж). Рост продаж у Acura связан с эффектом низкой базы прошлогодних продаж.

Сегмент премиальных марок в Украине в I полугодии 2015 года

Автомобильный рынок России в I полугодии 2015 года

Покажем общие итоги продаж автомобилей (иномарки и отечественные автомобили) в России за I полугодие 2015 года относительно аналогичного периода 2009-2014 гг.

Объемы продаж новых автомобилей в январе-июне 2009-2015 гг. в РФ, тыс. шт.

Рис. 9. Объемы продаж новых автомобилей в январе-июне 2009-2015 гг. в РФ, тыс. шт.

Продажи автомобилей за I полугодие 2015 г. составили 782 094 шт., сократившись на 36% относительно того же периода 2014 г. Продажи иномарок снизились на 39%, а сегмент отечественных автомобилей - на 25%.

Поквартальные темпы прироста российского рынка представлены ниже. Динамика продаж во II квартале остается стабильно негативной, повторяя результат I квартала:

Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Рис. 10. Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей в России в разрезе отдельных брендов в I полугодии 2015 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки «Атлант-М» в России. В рейтинг для наглядности также добавлены марки Холдинга в РФ – Chevrolet и Opel, которые выбыли из TOP-20.

ТОП-20 продаж новых автомобилей в России

Прирост продаж в ТОП-20 продолжают показывать только Lexus и, естественно, Datsun. Отметим незначительное снижение продаж УАЗ (-1,8%). При этом продажи модели УАЗ Патриот были в плюсе относительно аналогичного периода 2014 г.

Из марок Холдинга рост в рейтинге показали Skoda и GM-АвтоВАЗ: +1 и +2 соответственно. Эти марки в I полугодии падали медленнее рынка (см. диаграмму). По остальным маркам Холдинга наблюдается падение продаж быстрее падения рынка новых автомобилей.

Изменение объемов продаж за 6 мес. 2015 г.  по сравнению с 6 мес. 2014 г. в России по маркам

Рис. 11. Изменение объемов продаж за 6 мес. 2015 г. по сравнению с 6 мес. 2014 г. в России по маркам

Рассмотрим изменение объемов продаж II квартала 2015 г. со II кварталом 2014 г. по ТОП-20 маркам (см. диаграмму ниже).

Как видим, из марок Холдинга хуже себя показала Skoda: отставание от динамики рынка резко усугубилось. У VW усилилось отставание от рынка, а вот Ford несколько улучшил динамику.

Изменение объемов продаж за II кв. 2015 г.  по сравнению со II кв. 2014 г. в России по маркам

Рис. 12. Изменение объемов продаж за II кв. 2015 г. по сравнению со II кв. 2014 г. в России по маркам

Портфель марок Холдинга в РФ относительно 6 месяцев прошлого года упал на 54% (но, если сравнивать только июньские продажи, то результат несколько лучше: -43%). Доля наших марок увеличилась на 2 п.п. (доля Chevrolet выросла на 1%, незначительный рост отмечался у Skoda, Opel, VW).

Продажи портфеля марок из портфеля МАХ РФ (левая ось, шт) и суммарная доля марок на рынке (правая ось, %) в 2014-2015 гг.

Рис. 13. Продажи портфеля марок из портфеля МАХ РФ (левая ось, шт) и суммарная доля марок на рынке (правая ось, %) в 2014-2015 гг.

Сегмент премиальных марок в РФ в I полугодии 2015 года показал падение на 23%, динамика рынка нарастающим итогом постепенно ухудшается. Лидерство в абсолютных продажах у Mercedes (легковая группа), наилучшая динамика - у Porsсhe и Lexus. Остальные премиум-бренды по своей динамике мало отличаются от массовых марок.

Сегмент премиальных марок в РФ

Автомобильный рынок Беларуси в I полугодии 2015 года

В Беларуси в I полугодии 2015 года рынок новых автомобилей (регистрации) вырос на 59% по отношению к I полугодию 2014 г.

Объемы регистрации новых автомобилей за январь-май 2006 - 2015 гг. в РБ

Рис. 18. Объемы регистрации новых автомобилей за январь-май 2006 - 2015 гг. в РБ

Рост регистраций иномарок составил 64%, а регистрации отечественных марок за 6 месяцев 2015 г. выросли на 28%. Однако высокие результаты достигнуты только за счет первого квартала – во втором квартале прирост регистраций всего лишь 2%.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку