Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины, России и Беларуси. Январь - Апрель 2016

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Итоги Январь - Апрель

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции

Основные выводы для авторынков в Росиии, Украине и Беларуси

В апреле автомобильные рынки присутствия Холдинга показали совершенно разные тенденции.

В России на фоне стагнации экономики и умеренного укрепления российского рубля рынок сохраняется практически на постоянном уровне (120-130 тыс. новых автомобилей в месяц). Его колебания связаны в основном с сезонными факторами. В ближайшее время мы не ожидаем серьезных изменений в этой картине.

В Украине продолжается постепенное восстановление рынка, который демонстрирует впечатляющие темпы роста по отношению к прошлому году. Однако его объемы по-прежнему невелики. Внешние факторы для авторынка складывались относительно благоприятно: политический кризис завершился без тяжелых последствий, валютный курс стабилен на уровне чуть выше 25 гривен за доллар, законодательные изменения пока не осуществились.

В то же время авторынок Беларуси вновь подтвердил свою несамостоятельность и зависимость от внешних факторов. Укрепление российского рубля вкупе с повышением цен российскими автомобильными дилерами резко сократило объемы ”серого” импорта и в целом регистраций. При этом объемы продаж официальных дилеров в Беларуси оставались на уровне прошлого месяца.

Надо отметить, что экономическая ситуация в Беларуси также перестала ухудшаться. В апреле промышленное производство выросло по отношению к прошлому году впервые с ноября 2014 г. Белорусский рубль в своем движении следует за российским, и после длительной волны укрепления вновь начал ослабевать.

Резюмируя, можно ожидать, что российский рынок в ближайшие месяцы будет сохраняться вблизи текущего уровня, а украинский – постепенно расти. В Беларуси можно ожидать некоторого улучшения объемов регистраций в сравнении с апрелем – они будут складываться на уровне около 3 тыс. автомобилей в месяц.

Общий анализ ситуации в экономике и на автомобильном рынке 

Важнейшие тенденции

В России последний месяц характеризовался достижением локального максимума российским рублем. В целом сезонная динамика курса российского рубля достаточно похожа на некоторые из предыдущих лет (ослабление в январе-феврале, затем укрепление до апреля-мая). Как мы и ожидали, на отметке 65 рублей за доллар российских рубль столкнулся с факторами, которые препятствуют его дальнейшему росту.

В частности, можно отметить, что цены на нефть в рублевом выражении достигли уровня, приемлемого для российского бюджета (см. диаграмму).

Рис. 1. Цена нефти Brent, рублей за баррель

Однако, если мировые цены на нефть дальше уже не будут ощутимо расти (а это вполне вероятно), то рублевая цена нефти опять станет падать. В среднесрочном периоде интервал 65-70 российских рублей за доллар выглядит достаточно приемлемым для экономики, а также Банка и Правительства России. Вместе с тем в отдельные моменты курс может ”выскакивать” за эти пределы под влиянием спекулятивных факторов.

Перейдем к динамике автомобильного рынка России помесячно. Мы сравниваем ее с 2014-2015 гг., а также с ”посткризисным” 2010 годом.

Рис. 2. Продажи новых автомобилей в России помесячно

Линия текущего года продолжает идти примерно параллельно прошлогодней, но немного ниже. Здесь пока без изменений.

В Украине курс доллара на уровне немного выше 25 гривен позволил на данном этапе успокоить валютный рынок. Более того, у Нацбанка Украины появилась даже возможность понемногу покупать валюту для пополнения золотовалютных резервов.

Завершение правительственного кризиса повысило шансы на получение новых траншей внешнего финансирования. Часть из них может прийти уже в III квартале 2016 г.

Продолжается оживление экономической динамики. Вслед за завершением тенденции падения производства начался и рост розничного товарооборота (пока +4% к прошлому году), то есть платежеспособного спроса.

Помесячная динамика авторынка Украины остается положительной. Начиная с мая рынок будет превосходить не только показатели 2015 года, но и уровень соответствующих месяцев 2014 года.

Рис. 3. Регистрации новых автомобилей в Украине помесячно

Основной риск, который остается в центре нашего внимания – снижение акцизов на импорт подержанных автомобилей. В течение ближайшего месяца возможно рассмотрение соответствующего законопроекта во втором чтении. При этом в него могут быть внесены коррективы (например, по уровням ставок акциза), смягчающие негативный эффект. Сам факт рассмотрения законопроекта и возможного в будущем общего снижения цен на рынке несколько препятствует сейчас росту продаж новых автомобилей. При этом потенциальный отложенный спрос остается очень высоким, как показали результаты марки Volkswagen в апреле.

Перейдем к экономике и авторынку Беларуси.

Белорусский рубль продолжал укрепляться вслед за российским. Нацбанк Беларуси, в отличие от Нацбанка Украины, не воспользовался ситуацией (можно было покупать валюту и воспрепятствовать укреплению белорусского рубля). В результате курс российского рубля по-прежнему не превышает 300 белорусских, а валютные резервы опустились до опасно низкого уровня (всего около 1,7 млрд. долларов). На наш взгляд, это ошибка, которая увеличивает уровень рисков в будущем. С другой стороны, удалось замедлить темпы инфляции и несколько снизить процентные ставки.

Соотношение рублевой денежной базы и золотовалютных резервов ухудшилось. Равновесный курс сейчас должен был бы быть на уровне 22-23 тыс. белорусских рублей за доллар США.

Рис. 4. Официальный курс рубля НБ РБ и расчетный по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

Структура автомобильного рынка Беларуси продолжает изменяться, и, с нашей точки зрения, в лучшую сторону. Падение объемов ”серого” импорта по итогам января-апреля - почти в четыре раза, а продажи официальных импортеров и дилеров упали всего на 2%.

Рис. 5. Структура регистрации новых автомобилей (все бренды) за 4 мес. 2015 и  2016 г. в РБ

Вместе с тем динамика официальных продаж сама по себе не столь оптимистична. Рынок находится в состоянии неопределенности, и его падение в апреле по сравнению с мартом настораживает. О возможных причинах мы говорили выше.

Рис. 6. Регистрации новых автомобилей в Беларуси помесячно

Автомобильный рынок России в январе-апреле 2016 г.

Покажем общие итоги продаж автомобилей (иномарки и отечественные автомобили) в России за 4 месяца 2016 года относительно аналогичного периода 2009-2015 гг.

Рис. 7. Объемы продаж новых автомобилей, янв.-апр. 2009-2016 гг. в РФ, тыс. шт.

Падение рынка относительно соответствующего периода 2015 г. несколько замедлилось и составило 15%. При этом продажи иномарок упали сильнее, чем рынок в целом - на 17%, а вот падение отечественных марок составило всего 6 % (так как ГАЗ и УАЗ вышли в ”плюс”).

Марки, входящие в портфель «Атлант-М» в России (VW, Skoda, GM-AvtoVAZ, Ford), суммарно за 4 мес. снизили продажи на 0,3%. Продажи Ford выросли, а продажи остальных марок падали медленнее, чем рынок в целом. Если же сравнивать только апрельские продажи, то портфель наших марок прирос на 7% (за счет роста продаж Ford и Skoda). Это хорошая тенденция, т.к. в 2013-2015 гг. динамика нашего портфеля была существенно хуже среднерыночной.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей в России в разрезе отдельных брендов в январе-апреле 2016 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки «Атлант-М» в России.

Прирост продаж среди иностранных брендов снова отмечается только у Ford и Lexus (у обоих марок начало прошлого года было неудачным). Сильное падение продаж испытывают Datsun и Mitsubishi. , плохая динамика и у некоторых марок-лидеров (Hyundai, Nissan).

Рис. 8. Изменение объемов продаж в январе-апреле 2016 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ в январе-апреле 2016 года показал падение на 10%. Лидерство в абсолютных продажах, несмотря на негативную динамику, остается у Mercedes. Наилучшая динамика сохраняется у двух премиум-марок: Jaguar и Lexus. При этом Lexus обогнал Audi и расположился на 3 месте.

Автомобильный рынок Украины в январе-апреле 2016 г.

Покажем общие итоги регистрации новых автомобилей в Украине в январе-апреле 2016 г. относительно аналогичного периода 2009-2015 г.г.:

Рис. 9. Объемы регистраций новых автомобилей в янв.-апр. 2009-2016 гг. в Украине, тыс. шт.

Относительно аналогичного периода прошлого года рынок регистраций новых автомобилей увеличился на 55% (по сегменту иномарок рост составил 56%, по отечественным - 51%, но на очень малых объемах).

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине в разрезе отдельных брендов за январь-апрель 2016 г. (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в Украине.

Динамика продаж «наших» (уже без учета Skoda) марок в целом выше рыночной динамики и составляет 68%. Наиболее динамичным брендом из нашего портфеля с начала года является Renault., а в апреле очень хороший результат показал VW за счет поставок партии Jetta по специальной цене.

Относительно аналогичного периода 2015 г. в позициях лидеров произошли существенные изменения: Toyota обошла Renault и Nissan, последний же уступил VW и занял 4 позицию рейтинга. Стоит отметить, что динамика продаж Nissan намного хуже средней по рынку.

Также можно отметить, что многолетние лидеры украинского рынка, пользовавшиеся льготами локальной ”отверточной” сборки – Geely, Chery, Chevrolet, Kia, Hyundai – сильно опустились в рейтинге или даже вовсе выбыли из TOP-20.

Ни одна из марок рейтинга не показала отрицательной динамики.

Высокое место Lada, вероятно, объясняется дешевизной российского рубля в январе-феврале и распродажами остатков, ввезенных до принятия пошлин против российского автопрома. В дальнейшем позиции Lada будут слабеть.

Рис. 10. Изменение объемов продаж в январе-апреле 2016 г. по сравнению с январем-апрелем 2015 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных марок в Украине за январь-апрель 2016 года увеличился в 2,4 раза относительно января-апреля 2015 г. Лидером сегмента остается BMW, прирост продаж показывают все марки за исключением некоторых нишевых.

Автомобильный рынок Беларуси в январе-апреле 2016 г.

В Беларуси в январе-апреле 2016 г. рынок новых автомобилей (регистрации) снизился на 43% по отношению к аналогичному периоду 2015 г. При этом, как мы отмечали выше, практически все падение произошло за счет ”серого” импорта.

Рис. 11. Объемы регистрации новых автомобилей за янв.-апр. 2009 - 2016 гг. в РБ

Регистрации иномарок по сравнению с 4 месяцами 2015 г. упали на 46%, а сегмент отечественных автомобилей показал падение на 17%.

Стоит также отметить, что «наши» марки по регистрациям за 4 месяца упали на 51% (т.е. хуже рынка). Апрельское же падение «наших» марок составило 28%, что чуть выше рыночной динамики апреля.

Далее детально рассмотрим динамику регистраций по маркам. К TOP-20 для сравнения также добавлена марка Холдинга Land Rover.

Единственными иномарками, которым удалось увеличить число регистраций, стали Skoda и Lifan (прирост регистраций связан с эффектом низкой базы, а также началом продажи внедорожника X60). Относительно небольшое падение у лидера рынка – Renault.

Самое резкое падение регистраций - у марки Mazda, т.к. продажи официального дилера возобновились только в марте. Значительно хуже рынка идут «наши» марки Kia, Land Rover, Ford. Только VW сохранил динамику выше рынка.

Регистрации премиум-сегмента упали на 37%, то есть меньше, чем в среднем динамика по всему рынку. Лидером сегмента стала Audi (отрыв от Mercedes незначительный). Марками с приростом в абсолютных регистрациях в рейтинге являются Volvo (открытие нового салона, работа по российским ценам) и Jaguar (эффект низкой базы у Jaguar).



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку