Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Сентябрь 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

октябрь 2014

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Автомобильный рынок России в сентябре продолжал падение, и эта тенденция продлится как минимум до середины 2015 года. Программа утилизации и другие меры поддержки способны лишь немного поддержать рынок. В 2015 году рынок сократится в лучшем случае на 10-12%, причем основное падение придется на первое полугодие.

Автомобильный рынок Украины в сентябре оставался все на том же низком уровне, соответствующем нынешнему экономическому потенциалу страны, падению доходов населения и негативным экономическим ожиданиям. В целом ситуация развивается по негативному сценарию. В 2014 году падение рынка будет более, чем двукратным. В 2015 году он сложится примерно на уровне 2014 года.

Экономические и политические риски остаются чрезвычайно высокими, но есть надежда избежать дефолта страны и дальнейшего обвала национальной валюты. Ситуация будет тяжелой, но относительно контролируемой.

Комментарий к ситуации на авторынке России начнем с динамики валютного курса. В течение буквально нескольких недель без особого вмешательства Банка России курс доллара вырос до уровня 40 рублей. Лишь после этого начались точечные интервенции ЦБ РФ, которые замедлили падение и приостановили его пока в районе 41 рубля за доллар. Сейчас девальвация достигла того предела, когда она уже оказывает серьезное воздействие на инфляцию и отток депозитов из банковской системы. Поэтому мы ожидаем, что действия Банка и Минфина России по удержанию курса станут более активными.

Падение автомобильного рынка России в сентябре продолжилось. Старт программы утилизации не успел оказать серьезного влияния в рассматриваемом месяце, а экономическая ситуация продолжала ухудшаться.

Темпы падения рынка в сентябре были чуть меньше, чем в августе (-22% против -25%), абсолютные объемы продаж в сентябре немного увеличились.

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в РФ по месяцам

 

Предполагаем, что в октябре рынок по объемам будет выше, чем в сентябре, однако продолжит отставать от уровня прошлого года и в IV квартале, и в первой половине 2015 г.

Ожидаемый объем рынка иномарок на 2014 год – около 1,9 млн. автомобилей, в 2015 году вероятно падение еще на 10-12%. Долгосрочный прогноз затруднен, но в середине 2015 года падение может приостановиться.

 

Ситуация в Украине в сентябре-октябре продолжает развиваться по худшему сценарию, как в экономике, так и на автомобильном рынке.

Валютный рынок внешне стабилизировался на уровне, административно установленном Нацбанком Украины (12,95 гривен за доллар). Вместе с тем по этому курсу проходит только часть операций, фактическое приобретение валюты импортерами происходит по курсу ”теневого” рынка (как минимум 14 гривен). Существует все более значимый неудовлетворенный спрос на валюту, со стороны как физических, так и юридических лиц.

Банковская система все хуже справляется с оттоком депозитов, в частности валютных. В октябре депозиты населения продолжали снижаться с тем же угрожающим темпом, что и раньше (см. диаграмму). Массовым явлением становится задержка возврата валютных депозитов, отсутствие валюты в обменных пунктах банков. Лишь поддержка банков со стороны НБУ позволяет поддерживать видимость устойчивости системы.

Рис. 2. Динамика депозитов населения в банковской системе Украины

 

Автомобильный рынок Украины в сентябре остался на уровне немногим выше 5 тыс. иномарок в месяц.

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2012- 2014 гг. в Украине по месяцам

Отметим, что очень сильно сокращаются и продажи отечественных автомобилей в связи с остановками работы заводов. Регистрации отечественных брендов в июне-июле составляли 1000-1200 машин в месяц, а в августе-сентябре – всего около 700 в месяц.

В IV квартале возможен небольшой рост в связи с сезонными факторами. В случае, если экономическая и политическая ситуация стабилизируется, будет реализована часть отложенного спроса.

Вместе с тем итоги продаж в 2014 году станут худшими за много лет – примерно 85-88 тыс. иномарок. Следующий год может оказаться немногим лучше, так как первое полугодие будет по-прежнему провальным. Некое восстановление рынка будет наблюдаться не ранее второй половины 2015 года. Надо учитывать, что для автомобильных импортеров в Украине фактически потеряны три региона, которые давали в совокупности около 20% украинского рынка.

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2014 ГОДА

Общие итоги 9 месяцев 2014

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-сентябрь 2014 года относительно аналогичного периода 2008-2013 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

Российский рынок иномарок за девять месяцев 2014 показал падение в 11,4%.

Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за 9 мес. 2008- 2014 гг. в РФ

 

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2014 гг. представлены ниже. В третьем квартале падение рынка ускорилось.

Рис. 5 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

 

В Украине наблюдается падение продаж на 51,4%.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок за 9 мес. 2009- 2014 гг. в Украине

 

Отрицательная динамика рынка остается очень сильной: трехкратное падение в последние два квартала.

Рис. 7. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года


Автомобильный рынок России за 9 месяцев 2014 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 9 месяцев 2014 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Худшие результаты из ТОП-20 у Ford, Peugeot, SsangYong и Chevrolet.

Nissan, Mercedes и Mazda продолжают оставаться в плюсе сравнительно с 2013 годом. На уровне прошлого года находятся продажи Toyota.

Рис. 8. Изменение объемов продаж за 9 мес. 2014 г. по сравнению с 9 мес. 2013 г. в России по маркам

 

Сравним результаты второго и третьего кварталов 2014 года:

  • в третьем квартале продажи иномарок снизились на 13% по отношению ко второму кварталу текущего года. Почти все бренды сократили продажи;

  • из ТОП-20 сильнее всего упали по отношению к прошлому кварталу у Daewoo, BMW, Peugeot и GM-АвтоВАЗ;

  • нарастила продажи в ТОП-20 только марка Ssang Yong (+6%), продажи Mercedes остались на уровне предыдущего периода;

  • отметим относительно неплохой результат третьего квартала у марки Ford – всего -2% ко второму кварталу (при -6% у Toyota, -9% у Skoda, -10% у Opel и -19,5% у VW).

Отметим, что в сентябре из ТОП-20 только марке Mercedes удалось нарастить продажи на 13%, все остальные марки показали отрицательную динамику.

Сегмент премиальных марок в РФ снижает темпы роста (+1% по итогам 9 месяцев). Лидерскую позицию удерживает Mercedes.

 

Автомобильный рынок Украины за 9 месяцев 2014 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 9 месяцев 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

Все без исключения марки ТОП-20 снизили продажи. Лидерство по общему объему продаж по-прежнему у Geely, однако после прекращения локальной крупноузловой сборки сбыт марки резко снизился (шестое место в августе и сентябре). Toyota быстро сокращает отставание от первого места.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 9 месяцев 2014 года.

Рис. 9. Изменение объемов продаж за 9 мес. 2014 г. по сравнению с 9 мес. 2013 г. в Украине по маркам

 

Сравним результаты второго и третьего кварталов 2014 года:

  • в третьем квартале продажи иномарок снизились на 8,5% по отношению ко второму кварталу текущего года;

  • из ТОП-20 сильнее всего сократились продажи по отношению к прошлому кварталу у Geely (-44%), Peugeot (-38%), Mercedes (-31%) и Daewoo (-28%);

  • нарастили продажи в ТОП-20 марки Hyundai (+15,5%), Renault (+16%), Citroen (+17%), Mazda (+27%), Ford (+40%) и Audi (+42%). Во всех случаях это объяснялось активизацией распродаж (“льготный” курс пересчета доллара в гривну и т.п.);

  • VW и Nissan также немного увеличили продажи в третьем квартале по сравнению со вторым: +2% и +4% соответственно. Skoda же продолжает падать (-14%);

Первое место по продажам в сентябре удерживает Toyota (падение к сентябрю 2013 года всего 2,5%). Следом разместились VW, Hyundai и Renault.

Темпы падения сегмента премиальных автомобилей за 9 месяцев представлены в таблице. Отметим, что в сентябре марка Audi нарастила продажи по сравнению с сентябрем 2013 года на 55%, BMW – на 3%. Все остальные – в глубоком минусе.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку