Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Август 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

сентябрь 2014

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции рынка.

В августе автомобильный рынок России продолжил падение. С точки зрения сезонных факторов этого следовало ожидать, но сам уровень рынка еще больше упал в сравнении с предыдущими годами (см. график). В лучшем случае рынок будет идти параллельно линии 2013 г., но примерно на уровне 70-80% от ее абсолютной величины. Его может поддержать программа утилизации и, на определенном этапе, ослабление российского рубля при постоянных рублевых ценах на автомобили.

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в РФ по месяцам

Общие риски российской экономики возрастают, но на данный момент санкции еще не являются критическими. Гораздо большей угрозой может стать падение цен на нефть (например, если санкции против Ирана будут смягчены). В этом случае российский бюджет станет недостаточным с точки зрения доходов, что потребует исчерпания его резервных фондов. Но, повторимся, если цены на нефть останутся выше 90 долларов за баррель, худшего сценария удастся избежать.

Ситуация в Украине требует описания, в первую очередь, точки зрения экономических рисков. Нам представляется, что финансовая, в первую очередь банковская система страны, находится на грани коллапса и в любой момент может рухнуть.

На протяжении длительного времени снижаются размеры как гривневых, так и валютных депозитов населения в банковской системе. На диаграмме представлены итоги по состоянию на 1 сентября (в первую неделю сентября падение продолжилось).

Рис. 2. Динамика депозитов населения в банковской системе Украины

С другой стороны, качество кредитных портфелей банков неуклонно ухудшается. Практически у всех из них доля безнадежных (даже не сомнительных) кредитов составляет от 10% до 20%, а у некоторых – свыше 30%. Это касается и крупнейших, и мелких банков.

В данной ситуации почти все банки нуждаются в постоянном рефинансировании Нацбанка Украины, а также не создают достаточные резервы по сомнительным долгам из-за недостаточности ресурсной базы и капитала.

Нацбанк закрывает глаза на грубейшие нарушения нормативов устойчивости банковской системы и активно предоставляет банкам ликвидность и отсрочки по ранее выданным кредитам. Большая часть этих ресурсов в итоге оказывается на валютном рынке.

Что еще хуже, идет активная денежная эмиссия на покупку ценных бумаг Правительства, т.е., упрощенно говоря, печатаются деньги для бюджетных расходов (как военные действия, так и социальная сфера). Прирост внутреннего кредитования НБУ в этом году выглядит просто катастрофическим с точки зрения финансовой стабильности.

Рис. 3. Динамика денежной эмиссии Нацбанка Украины

Золотовалютные резервы Нацбанка Украины сейчас замедлили снижение, но вырасти не могут, т.к. все внешние кредиты используются на покрытие старых долгов.

Даже девальвация гривны до уровня 13-14 за доллар не позволила сбалансировать резервы и денежную базу – равновесие может наступить при курсе не менее 20 гривен за доллар. Любой курс до этого предела может обеспечиваться только жесткими ограничениями на покупку валюты и неформальными договоренностями Нацбанка с крупными игроками валютного рынка.

Поэтому мы считаем, что падение гривны еще далеко не завершилось, но оценка его предела затруднительна – зависит от политических факторов.

Автомобильный рынок Украины в августе показал небольшой рост по сравнению с июлем. В сентябре мы ожидаем продажи на уровне августа или ниже, далее, возможно, – немного выше. Основной драйвер роста – распродажи, скидки, пересчет цен в гривну по специальному льготному курсу.

Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок в 2012- 2014 гг. в Украине по месяцам

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-АВГУСТ 2014 ГОДА

Общие итоги 8 месяцев 2014 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-август 2014 года относительно аналогичного периода 2008-2013 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

Российский рынок иномарок за восемь месяцев 2014 показал падение в 9,9%.

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 8 мес. 2008- 2014 гг. в РФ

 

В Украине наблюдается падение продаж на 51,1%.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок за 8 мес. 2009- 2014 гг. в Украине

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2014 гг. представлены ниже. Август продолжил негативную динамику второго квартала.

Рис. 7 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Относительные темпы падения рынка в Украине также ухудшаются. Отметим, что в августе 2013 г. наблюдался скачок продаж перед введением утилизационного сбора. На этом фоне август 2014 г. выглядел особенно слабо.

Рис. 8 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

 

Автомобильный рынок России за 8 месяцев 2014 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 8 месяцев 2014 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Худшие результаты из ТОП-20 все так же у Ford, Peugeot, SsangYong.

Nissan, Mercedes и Mazda продолжают оставаться в плюсе сравнительно с 2013 годом, однако темпы их роста замедляются.

Из марок Холдинга в РФ только Skoda показывает результат лучше рынка (хотя тоже минусует). Падение наших марок усиливается с каждым месяцем.

Представим данные таблицы графически (марки Холдинга выделены желтым цветом).

Рис. 9. Изменение объемов продаж за 8 мес. 2014 г.
по сравнению с 8 мес. 2013 г. в России по маркам

Важно отметить, что август оказался самым плохим месяцем в 2014 году по темпам падения. По сравнению с августом 2013 г. продажи иномарок снизились почти на 25%, российских брендов – на 30%.

В августе из ТОП-20 только марке Mercedes удалось нарастить продажи на 7% по отношению к августу 2013 года, Mazda осталась на прошлогоднем уровне, а все остальные марки показали отрицательную динамику.

Сегмент премиальных марок в РФ снижает темпы роста (+4% по итогам 8 месяцев), а некоторые марки (BMW, Audi) начали падение по отношению к прошлому году. Лидерскую позицию удерживает Mercedes.

 

Автомобильный рынок Украины за 8 месяцев 2014 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 8 месяцев 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года.

Рост продаж только у Daewoo, и то за счет низкой базы 2013 года, когда импорт этих автомобилей был приостановлен.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 8 месяцев 2014 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

Рис. 10. Изменение объемов продаж за 8 мес. 2014 г.
по сравнению с 8 мес. 2013 г. в Украине по маркам

Из-за приостановки сборки в Украине второй месяц подряд сдает позиции марка Geely – уже седьмое место (по результатам июля было 4-е).

На первое место в августе вышла марка Toyota. Следом разместились Hyundai, Renault и VW. К сожалению, при этом падение к августу прошлого года у этих марок больше 70% (у Toyota – 56%).

Если посмотреть на результаты июля-августа 2014 года по сравнению с июлем-августом 2013 года, то ситуация следующая:

  • Первая «тройка» рейтинга – Toyota, VW и Hyundai.

  • Рынок упал на 71%. Лучше него сработали Mazda (-45% к июлю-августу 2013 года), Daewoo (-54%), Toyota (-56%). Остальные марки из ТОПа либо падают на уровне рынка, либо сильнее.

Интересна ситуация с маркой BMW – падение продаж замедляется.

В августе практически все марки ТОП-10 (кроме Kia и VW) показали прирост продаж к июлю. В лидерах роста – Toyota, Hyundai и Ford.

Темпы падения сегмента премиальных автомобилей практически сравнялись с падением всего украинского рынка иномарок. Ни один премиальный бренд не избежал глубокого падения продаж.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку