Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Июль 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

август 2014

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции рынка.

В июле автомобильный рынок России продолжил падение. С точки зрения сезонных факторов этого следовало ожидать, но сам уровень рынка очень низкий в сравнении с предыдущими годами (см. график). В лучшем случае рынок будет идти параллельно линиям 2012-2013 гг., но примерно на уровне 70-80% от их абсолютной величины.

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2011-2014 гг. в РФ по месяцам

В Украине темпы падения экономики ускорились. В первую очередь это связано с военными действиями на востоке страны. Падение производства в Луганской области составило в июле 56%. В Донецкой области – 28% в июле и, вероятно, около 50% в августе. Недобор сельскохозяйственного производства в целом по Украине может составить до 15%. Это немаловажный фактор, так как пищевая отрасль является сейчас одной из объемообразующих для экспорта и важнейшим источником поступления валюты в страну.

Курс гривны в последние дни превышал отметку 13 гривен за доллар. Это совершенно объяснимо, так как резервы Нацбанка Украины по-прежнему покрывают менее 60% денежной базы (и не покрывают объем наличных денег в обращении даже при нынешнем курсе гривны к доллару).

Ситуация в банковской системе Украины продолжает ухудшаться. Отток депозитов из банков в июле ускорился (см. диаграмму).

Рис. 2. Динамика депозитов населения в банковской системе Украины

Во многих банках капитал недостаточен. Сильно уменьшилась устойчивость банков (внешне приемлемая картина достигается за счет манипуляций с отчетностью – недосозданы резервы под проблемные активы и так далее).

Регулятор поддерживает внешнюю работоспособность банковской системы за счет постоянного предоставления ликвидности. Поэтому крах системы не наступает, но свободные средства периодически выливаются на валютный рынок. С учетом его узости происходят резкие курсовые колебания. При этом Нацбанк Украины не имеет реальных возможностей для валютных интервенций – его резервы даже при курсе 13 гривен за доллар покрывают менее 60% денежной базы

При условии получения запланированного внешнего финансирования и оттягивания выплат газовых долгов Украина способна обслуживать остальные платежи по внешнему долгу. Курс гривны в принципе приемлем для устойчивости внешней торговли. Однако субъективные факторы, такие, как разрушение инфраструктуры и сжатие производства на востоке, ограничение экспорта в Россию, продолжающаяся политическая нестабильность, будут давить на курс гривны и вынуждать Нацбанк к более жестким ограничениям, чем это было ранее.
 

На автомобильном рынке Украины в июле вновь резкое падение. Очевидно, что подъем продаж в июне был не более чем ”отскоком” в связи с активными распродажами складов. В августе и сентябре продажи будут в лучшем случае на уровне июля, а возможно – и ниже. В конце года вероятен некоторый рост.

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2012- 2014 гг. в Украине по месяцам

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2014 ГОДА

Общие итоги 7 месяцев 2014 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-июль 2014 года относительно аналогичного периода 2008-2013 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

Российский рынок иномарок за семь месяцев 2014 показал падение в 7,6%.

Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за 7 мес. 2008- 2014 гг. в РФ

 

В Украине наблюдается падение продаж на 46,1%.

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 7 мес. 2009- 2014 гг. в Украине

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2014 гг. представлены ниже. Видно, что июль продолжил негативную динамику второго квартала.

Рис. 6. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Относительные темпы прироста в Украине также ухудшаются.

Рис. 7. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года


Автомобильный рынок России за 7 месяцев 2014 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 7 месяцев 2014 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Большая часть участников рейтинга показывают падение продаж. Худшие результаты из ТОП-20 у Ford, Peugeot, SsangYong.

На фоне конкурентов значительный прирост продаж продолжают сохранять Nissan, Mercedes и Mazda.

Представим то же самое графически.

Рис. 8. Изменение объемов продаж за 7 мес. 2014 г.
по сравнению с 7 мес. 2013 г. в России по маркам

Важно отметить, что в июле ситуация на рынке существенно ухудшилась для многих брендов. По сравнению с июлем 2013 года в минусе оказались 17 из 20 ведущих марок. В том числе снизились продажи у японских брендов, которые прежде шли существенно лучше рынка – Nissan (-21%), Mitsubishi (-42%) и даже Toyota (-9%).

Сегмент премиальных марок в РФ снижает темпы роста (+5% по итогам 7 месяцев), а некоторые марки (BMW, Audi) уже показывают падение по отношению к прошлому году. Лидерскую позицию удерживает Mercedes. В июле положительный результат к июлю 2013 года обеспечили лишь Mercedes, Lexus и Volvo, а Land Rover удержался на прошлогоднем уровне.
 

 

Автомобильный рынок Украины за 7 месяцев 2014 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 7 месяцев 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года.

Рост продаж только у Daewoo, и то за счет низкой базы 2013 года, когда импорт этих автомобилей был приостановлен.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 7 месяцев 2014 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

Рис. 9. Изменение объемов продаж за 7 мес. 2014 г.
по сравнению с 7 мес. 2013 г. в Украине по маркам

В июле начала сдавать позиции марка Geely – лишь четвертое место. Связано это с приостановкой отверточной сборки в Украине, которая стала менее привлекательной после отмены утилизационного сбора для импортных автомобилей и сокращения спецпошлины. По тем же причинам катастрофическое падение показывают Kia, Hyundai и Chevrolet, которые имели существенное преимущество в 2013-начале 2014 г. за счет украинской сборки.

На первое место в июле вышла марка VW, обойдя не только иностранные бренды, но даже и ЗАЗ. Следом разместилась Toyota. В первую пятерку вошли Skoda и Renault. К сожалению, все это происходит на чрезвычайно низких объемах продаж.

Темпы падения сегмента премиальных автомобилей практически сравнялись с падением всего украинского рынка иномарок. Ни один премиальный бренд не избежал глубокого падения продаж. Лидерскую позицию в продажах сохраняет Mercedes.
 

 



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку