Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Май 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

июнь 2014

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции рынка.

Экономическая ситуация в России в мае не очень сильно отличалась от апрельской (по крайней мере по основным макропоказателям и курсам валют). Динамика экономики незначительно отличалась от нулевой (снижение только в Украине). Российский рубль после небольшого укрепления достаточно стабилен.

Ситуацию в экономике Украины мы осветим более подробно в соответствующем разделе.

Перейдем к автомобильному рынку.

В мае в России продолжилась негативная тенденция апреля, и рынок все более отстает от прошлогоднего графика. Подтверждается наша гипотеза из прошлого отчета - рынок в I квартале был ”перепродан”, а сейчас отступает ниже равновесного уровня.

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в РФ по месяцам

Таким образом, летние месяцы будут отличаться слабыми объемами продаж. Фактически график 2014 года далее пойдет примерно параллельно прошлогодней линии, но ниже ее, как это произошло в мае.

Факторы улучшения ситуации на рынке пока не просматриваются. Гипотетически это могли бы быть:

  • нормализация обстановки в Украине, снятие угрозы экономических санкций против России, улучшение информационного фона и долгосрочных ожиданий покупателей;

  • частичный возврат капитала на финансовый рынок РФ и снижение процентных ставок по кредитам;

  • новые программы стимулирования авторынка со стороны Правительства РФ.

В отсутствие таких позитивных новостей рынок и далее будет стагнировать и даже падать.

 

В Украине начнем с экономических показателей. Падение промышленного производства в мае замедлилось (-2,6%), но достоверность этих данных вызывает сильное сомнение с учетом ситуации на Юго-Востоке, где нарушена нормальная работа целых корпораций и отдельных предприятий.

Курс гривны к доллару постепенно приближается к 12 гривнам.

В банковской системе продолжается падение гривневых и валютных депозитов населения (см. график) с темпами порядка 5% ежемесячно.

Рис. 2. Динамика депозитов населения в банковской системе Украины

Вероятно, достаточность капитала многих банков находится на критически низком уровне, но Национальный банк Украины пока закрывает на это глаза и постоянно предоставляет проблемным банкам дополнительную ликвидность. Цель этих действий – избежать банкротства и ”эффекта домино” в банковской системе.

Золотовалютные резервы увеличились в мае на 3 млрд. долларов за счет привлечения стабилизационного кредита и отказа рассчитываться по газовым долгам перед Россией. Поэтому платежи по внешнему долгу в июне-июле удастся пройти. Однако уровень резервов по-прежнему обеспечивает денежную базу в гривне немногим более, чем на 50%.

На автомобильном рынке Украины в мае произошло катастрофическое падение – продажи рухнули ниже 3 тыс. иномарок при том, что в марте-апреле они составляли порядка 8 тыс.

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в Украине по месяцам

Сошлись воедино все неблагоприятные факторы:

  • экономическая ситуация и девальвация гривны;

  • неопределенность в связи с президентскими выборами;

  • война на Юго-Востоке Украины (Донецкая область – лидер по падению продаж, уступила 2 место по продажам в Украине Днепропетровской области);

  • часть импортеров закончила активные распродажи, сократив склад до нужного уровня;

  • большое количество выходных дней.

В июне продажи должны оказаться несколько выше, но улучшиться спрос может не ранее осени (после такого падения улучшение уже просто неизбежно).

 

Общие итоги января-мая 2014 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-май 2014 года относительно такого же периода 2008-2014 гг. (общая динамика).

Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за янв-май 2008- 2014 гг. в РФ

Российский рынок иномарок за 5 месяцев снизился по отношению к январю-маю прошлого года на 2,5%. Отметим, что продажи российских брендов за тот же период упали на 16,1%.

В Украине по сравнению с результатами января-мая 2013 г. падение продаж новых иномарок составило -42%.

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за янв-май 2008- 2014 гг. в Украине

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2014 гг. представлены ниже. Продажи иномарок в мае 2014 года снизились на 12% по отношению к маю 2013 года.

Рис. 6. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Относительные темпы прироста на Украине демонстрируют катастрофическую картину:

Рис. 7. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Автомобильный рынок России в январе-мае 2014 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам января-мая 2014 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

11 марок из двадцати показывают падение продаж по отношению к прошлому году.

Лидером прироста продаж за январь-май 2014 года среди ТОП-20 остается марка Nissan. Следом идут Mercedes и Mazda. Падение продаж свыше 10% у Ford, Peugeot, Daewoo, Citroen, Opel, Chevrolet и GM-АвтоВАЗ.

На диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам пяти месяцев 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 года (марки Холдинга выделены желтым цветом). Рыночные позиции Ford, а также всех марок GM стремительно ухудшаются, что связано со старением и недостаточной конкурентоспособностью их объемообразующих моделей (Ford Focus, Chevrolet Cruze, Chevrolet Niva).

Рис. 8. Изменение объемов продаж за янв-май 2014 г.
по сравнению с 5 мес. 2013 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ, невзирая на падение рынка в целом, сохраняет темпы прироста на уровне 9%. Лидером продаж остается Mercedes.

Автомобильный рынок Украины в январе-апреле 2014 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам января-мая 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года. Почти все марки из первой двадцатки продолжают ”минусовать” по сравнению с прошлым годом. Рост показывают только Geely (увеличила лидерство в рейтинге), Peugeot и Daewoo.
 

Наибольший прирост продаж у Daewoo, но здесь сказывается провал прошлого года в связи с ограничениями на импорт этих автомобилей. Вообще динамика в рейтинге объясняется в основном активностью снижения цен и распродаж, то есть зависит от количества машин данного бренда в Украине на начало кризиса и желания импортера поскорее от них избавиться. О долгосрочной стратегии роста доли на рынке речь сейчас не идет. Марка Geely сохраняет лидерство за счет демпинговых цен.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам января-мая 2014 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

Рис. 9. Изменение объемов продаж за янв-май. 2014 г.
по сравнению с 5 мес. 2013 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных автомобилей упал на 39% по сравнению с январем-маем 2013 г. Стоит отметить, что его падение уже практически на уровне падения рынка в целом, и ни один из премиум-брендов не избежал падения. 

Вернуться к списку