Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Апрель 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

май 2014

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции рынка и экономическая ситуация.

Валютные резервы Банка России постепенно снижаются, но пока остаются на безопасном уровне (запас прочности свыше 60%). Банку России очень помогают средства Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния, находящиеся в его управлении. Высокие цены на нефть позволяют увеличивать размеры этих фондов, пока не потраченных на поддержку Крыма и другие проекты. Без них Банк России смог бы удерживать курс только на уровне около 37 рублей за доллар.


Рис. 1. Уровень покрытия валютными резервами Банка России денежной базы

в российских рублях (100% - безопасный уровень).

В январе-марте автомобильный рынок России шел почти по графику 2012 и 2013 года – с небольшим превышением. Однако в апреле и особенно в мае стало понятно, что рынок был в некоторой степени ”перепродан”, и сейчас пошел на спад.

Рис. 2. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в РФ по месяцам

Фактически, в I квартале объем рынка был выше равновесного из-за девальвации российского рубля при постоянных рублевых ценах на автомобили, а также постоянных акций импортеров, напуганных перспективой остаться с большим складом машин 2013 года. Но теперь эти факторы исчерпаны, и рынок, напротив, несколько месяцев может находиться ниже равновесного уровня. Выровняется ситуация только ближе к осени. Летние месяцы будут характеризоваться относительно слабыми объемами продаж.

В Украине начнем с экономических показателей. Падение промышленного производства за 4 месяца составило 5,3%. В конце 2013 года экономике уже выходила из циклического спада, но произошедшие политические шоки вновь столкнули ее в кризис.

Рис. 3. Динамика промышленного производства в Украине,
в % к соответствующему месяцу предыдущего года

Худшее для экономики еще впереди – обычно нижняя точка падения отмечается через 9-12 месяцев после его начала. Улучшение ситуации возможно только в середине 2015 года.

Серьезной угрозой является устойчивость банковской системы Украины.

За январь-апрель валютные депозиты населения сократились на 17,7% (в апреле – на 4,5%), а депозиты в гривне – на 13% (в апреле падение приостановилось).

Рис. 4. Динамика депозитов населения в банковской системе Украины

Отток депозитов – не единственная беда банков. На фоне экономического кризиса резко возрастает доля безнадежных и сомнительных кредитов, которые не хотят или не могут вернуть заемщики. За период с 1 января по 1 мая доля таких кредитов (как средний показатель по группе из 25 крупнейших банков) для заемщиков-юридических лиц возросла с 6,4% до 9,6%, для физических лиц – с 10,7% до 13,6%. У многих банков доля ”плохих” кредитов в портфеле уже превысила 20%. Некоторые другие – манипулируют отчетностью, не признавая кредит сомнительным, чтобы не создавать под него резервы. Качество портфеля будет ухудшаться и далее, так как новые выдачи резко сократились, а по ”старым кредитам” – хорошие погашаются, а плохие остаются.

В этой ситуации Нацбанк Украины постоянно предоставляет банкам дополнительную ликвидность – напрямую или через изменение нормативов. Размер денежной базы, то есть денег, которые могут быть предъявлены к обмену на валюту, за март-апрель вырос на 10%.

Поэтому устойчивость гривны по отношению к доллару находится под постоянным давлением, даже не учитывая ситуацию на Юго-Востоке.

Объем золотовалютных резервов находится на очень низком уровне (менее 15 млрд. долларов на начало мая), и начало получения западных кредитов не улучшит ситуацию – они будут израсходованы на платежи по внешнему долгу и расчеты за газ (и для этого их недостаточно). Поэтому даже нынешний курс гривны обеспечен золотовалютными резервами всего на 48%.

Рис. 5. Уровень покрытия золотовалютными резервами Нацбанка Украины
денежной базы в гривнах (100% - безопасный уровень).

На автомобильном рынке Украины в апреле продажи, как и в марте, сложились на очень низком уровне – менее 8 тысяч новых иномарок. Это трехкратное падение в сравнении с апрелем 2013 г.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в Украине по месяцам

В мае результаты будут еще хуже на фоне вооруженных конфликтов и нестабильной ситуации в целом. Некоторое увеличение продаж по Украине в целом возможно только осенью, в случае стабилизации политической ситуации. Однако в любом случае до конца года продажи будут существенно ниже, чем в соответствующие месяцы 2013 г.

 

Общие итоги января-апреля 2014

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-апрель 2014 года относительно такого же периода 2008-2014 гг. (общая динамика).

Рис. 7. Объемы продаж новых иномарок за янв-апр 2006- 2014 гг. в РФ

Несмотря на снижение в апреле, российский рынок иномарок за 4 месяца сложился на уровне января-апреля прошлого года. Отметим, что продажи российских брендов за тот же период упали на 17%.

В Украине по сравнению с результатами января-апреля 2013 г. падение продаж новых иномарок составило -34%.

Рис. 8. Объемы продаж новых иномарок за янв-апр 2006- 2014 гг. в Украине

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2014 гг. представлены ниже. Продажи иномарок в апреле 2014 года снизились на 5% по отношению к апрелю 2013 года.

Рис. 9. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Относительные темпы прироста на Украине:

Рис. 10. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Автомобильный рынок России в январе-апреле 2014 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам января-апреля 2014 года (см. таблицу).

Восемь марок из двадцати показывают падение продаж по отношению к прошлому году.
 

Лидером прироста продаж за январь-апрель 2014 года среди ТОП-20 стала марка Nissan. Следом идут Mercedes и Mazda.

Падение продаж свыше 10% продолжается у Ford, Daewoo, Peugeot и GM-АвтоВАЗ.

На диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам четырех месяцев 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 года (марки Холдинга выделены желтым цветом).

Рис. 11. Изменение объемов продаж за янв-апр. 2014 г.
по сравнению с янв-апр. 2013 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 9%. Лидерскую позицию удерживает Mercedes.

Автомобильный рынок Украины в январе-апреле 2014 года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам января-апреля 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года. Почти все марки из первой двадцатки ”в минусе” по сравнению с прошлым годом. Рост показали только Geely (увеличила лидерство в рейтинге), Peugeot и Daewoo.

Наибольший прирост продаж у Daewoo.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам января-апреля 2014 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом). Две марки Холдинга в Украине – Renault и Skoda – падают медленнее, чем рынок.

Рис. 12. Изменение объемов продаж за янв-апр. 2014 г.
по сравнению с янв-апр. 2013 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных автомобилей упал на 30% по сравнению с январем-апрелем 2013 г., т.е. чуть медленнее рынка в целом. Лидерство удерживает Audi. Наименьшее падение у Lexus, наибольшее – у Volvo, но продажи снизились у всех.

Вернуться к списку