Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Март 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ



Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»
апрель 2014
 

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ И В ЭКОНОМИКЕ

Автомобильные рынки прямо зависят от стабильности валют в России в апреле рост курс доллара приостановился, т.к. в районе 36 рублей он сталкивается с рядом противодействующих факторов. Вместе с тем откат курса ниже 35 рублей доллар маловероятен по ряду причин. Мы полагаем, что уровень курса 35-36 рублей за доллар в 2014 году комфортен для Правительства и Банка России с точки зрения:
  • выполнения бюджетных показателей;
  • улучшения сальдо внешней торговли, компенсирующего сильный отток капитала;
  • удержания золотовалютных резервов в условиях негативных ожиданий;
  • ограничения инфляции
В марте автомобильный рынок России продолжил идти с небольшим превышением графика 2012 и 2013 годов, которое позволило обеспечить рекордные результаты для марта и в целом для первого квартала за всю историю.
Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в РФ по месяцам

Формально в ближайшие месяцы продажи иномарок будут опережать прошлогодний уровень из-за низкой базы II квартала 2013 года (см. график).

В Украине также начнем с валютного рынка.
Его динамика в середине апреля приняла угрожающий вид, ”пробив” отметку 13 гривен за доллар, что соответствовало девальвации национальной валюты более чем в полтора раза с начала кризиса.

Лишь после этого Нацбанк Украины начал принимать запоздалые и половинчатые меры по стабилизации валютного рынка. Наконец-то были повышены процентные ставки, по которым предоставляется ликвидность банкам (хотя игра на повышение курса доллара остается намного более доходной для участников рынка). НБУ принял также определенные административные меры против банков-спекулянтов.

Основной проблемой для финансового рынка Украины сейчас является отток депозитов населения из банковской системы, который приводит к нарушению ликвидности как отдельных банков, так и системы в целом.
  • Депозиты физлиц в гривне упали за март на 6,6%. с начала года на 14,3%.
  • Депозиты в гривне в банковской системе в целом сократились в марте на 3,2%, с начала года на 10,1%
  • Депозиты физлиц в инвалюте упали на 6,4% (с начала года на 13,7%)
  • В целом инвалютные депозиты в банковской системе упали на 7,1% в марте и на 14% с начала года.
Рис. 2. Динамика депозитов населения в банковской системе Украины

Авторынок в марте продемонстрировал чрезвычайно резкое, почти двукратное падение. При сравнении с динамикой предыдущих лет следует учитывать, что в марте-апреле 2013 г. наблюдался скачок рынка перед введением спецпошлин. Более показательно сравнение с 2012 годом, которое также демонстрирует глубокое снижение. Вообще, столь низких объемов продаж за месяц на авторынке не было с февраля 2010 г.
Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в Украине по месяцам

В апреле рынок опустится еще ниже. К прочим негативным факторам добавятся фактическая остановка продаж автомобилей в Крыму, а также операционные риски на Юго-Востоке Украины (Донецкая область на втором месте по продажам среди регионов Украины).
 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА I КВАРТАЛ 2014 ГОДА

Общие итоги I квартала 2014

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за I квартал 2014 года относительно аналогичного периода 2008-2013 гг. (общая динамика).


Рис. 4. Объемы продаж новых иномарок за
I квартал 2008- 2014 гг. в РФ

Прирост российского рынка иномарок в I квартале составил 1,9% по сравнению с I кварталом 2013 г. Отметим, что продажи российских брендов за тот же период упали на 17%. Это сформировало общую картину снижения продаж новых автомобилей на 2%. При этом в марте даже с учетом российских автомобилей падение составило всего 0,2%.
В Украине по сравнению с I кварталом 2013 г. падение продаж новых иномарок составило -13%. Дальше темпы падения будут нарастать.


Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за
I квартал 2008 - 2014 гг. в Украине

Поквартальные темпы прироста авторынка Украины:


Рис. 6. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года


Автомобильный рынок России за I квартал 2014 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам I квартала 2014 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.
Лидером прироста продаж за I квартал 2014 года среди ТОП-20 стала марка Honda. Следом идут Nissan и Mercedes.
Лидирующую позицию в рейтинге занимает марка Renault, далее идут Nissan, Kia, Hyundai и Volkswagen.
Падение продаж свыше 10% наблюдается у Ford, Daewoo, Peugeot и GM-АвтоВАЗ.

На диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост продаж в России по итогам I квартала 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 года.


Рис. 7. Изменение объемов продаж за
I квартал 2014 г.
по сравнению с
I кварталом 2013 г. в России по маркам
Мы видим, что на рынке происходит достаточно интересная конкурентная борьба и перераспределение долей рынка в пользу марок, выводящих на рынок новые модели в растущих сегментах. Одним из драйверов изменения рынка в ближайшее время может стать марка Datsun (рост сегмента иномарок за счет отечественных брендов).

Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 7%. Лидерскую позицию сохраняет Mercedes.
 

Автомобильный рынок Украины за I квартал 2014 года

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам I квартала 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года. 12 марок из первой двадцатки ”в минусе” по сравнению с прошлым годом. Вообще, данная таблица хорошо отражает действия импортеров в условиях кризиса – некоторые пытаются распродавать склады, другие резко сократили объемы операций, чтобы не нести курсовые убытки.

Наибольший прирост продаж у Daewoo, чуть меньший у Peugeot, Geely и Mazda. Отметим двукратное падение продаж прежних лидеров – Hyundai и Kia,

Лидером рейтинга продолжает оставаться Geely. Графическая иллюстрация приведена ниже.


Рис. 8. Изменение объемов продаж за I квартал 2014 г.
по сравнению с
I кварталом 2013 г. в Украине по маркам


Сегмент премиальных автомобилей тоже пострадал от кризиса и упал на 20% по сравнению с I кварталом 2013 г. Лидерство удерживает Audi.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку