Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Февраль 2014

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

февраль 2014

Важнейшие тенденции рынка и экономическая ситуация.

В январе-феврале автомобильный рынок России прошел почти по графику 2012 и 2013 года – с небольшим превышением.

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в РФ по месяцам

Увеличению спроса в феврале во многом способствовала девальвация российского рубля при сохранении цен на автомобили, что сделало покупку более привлекательной. Март также может оказаться относительно неплохим, хотя на спрос будут сильно давить факторы политической напряженности и негативные ожидания. А вот во II квартале 2014 года рынок окажется ниже уровня 2012 года и, вероятно, даже ниже того же квартала 2013 года, который сам по себе был неудачным.

Автомобильный рынок Украины в феврале показал высокие темпы роста, но это лишь краткосрочный эпизод, связанный с девальвацией гривны. Часть клиентов спасала свои сбережения в гривнах, вложив их в автомобиль, еще часть по той же причине ускорила планировавшуюся покупку.

Рис. 2. Объемы продаж новых иномарок в 2011- 2014 гг. в Украине по месяцам

В марте, на наш взгляд, рынок уже окажется ниже уровня марта 2013 года, а с апреля будет наблюдаться резкое падение.

В ближайшие месяцы ситуация в экономике Украины может только ухудшаться. Резкое ограничение социальных и прочих расходов государства еще более уменьшает внутренний спрос, объемы промышленного производства продолжают падать, сальдо торгового баланса будет ухудшаться.

Дополнительным фактором падения рынка в 2014 году может стать Крым в случае его отделения. Отметим, что на Крым в 2013 году пришлось почти 5% рынка новых иномарок (пятый по значимости для авторынка регион после Киевского, Донецкого, Днепропетровского и Харьковского).

 

Автомобильный рынок России в январе-феврале 2014 года.

Достигнут рекордный объем продаж иномарок за все годы по итогам января-февраля. При этом продажи автомобилей отечественных брендов сократились на 20% по отношению к февралю 2013 года.

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-февраль 2014 года относительно аналогичного периода 2008-2013 гг.

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2008-2014 гг. в РФ, шт.

Поквартальные темпы прироста российского рынка представлены ниже.

Рис. 4 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов в январе-феврале 2014 года (см. таблицу).

Наилучшую динамику показывают японские марки - Honda, Toyota, Nissan, Mazda. Основная причина – ослабление японской иены по отношению к доллару США примерно на 20% за последний год, что позволило импортерам сформировать более привлекательные цены на автомобили японского происхождения.

Наибольшее падение – у Daewoo, Ford, Peugeot и GM-АвтоВАЗ.

Проиллюстрируем эту ситуацию графически:

Рис. 5. Изменение объемов продаж в январе-феврале 2014 г.
по сравнению с январем-февралем 2013 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ в январе-феврале 2014 года показал прирост в 8%. Таким образом, тенденция роста премиума сохраняется и на росте рынка, и на его спаде. Наилучшая динамика у Land Rover- Jaguar и Mercedes.

Автомобильный рынок Украины в январе-феврале 2014 года.

Общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в Украине за январь-февраль 2014 года:

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок в январе-феврале 2008-2014 гг. в РФ, шт.

Достигнут наилучший объем продаж иномарок за январь-февраль за весь период после кризиса 2008 года.

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов в январе-феврале 2014 года (см. таблицу).

Важнейшая тенденция – смена лидера. На первые роли вышла марка Geely (дешевые китайские машинокомплекты со сборкой в Украине и освобождением от пошлин и утилизационного сбора). Марка заняла прежнюю нишу АвтоВАЗ, Богдан и Chevrolet Lanos, а также потеснила ZAZ.

Среди других марок можно выделить динамику Toyota (причины все те же – ослабление цены). Хорошие результаты и у других японцев, за исключением Nissan.

Наибольшее падение – у Chevrolet, Hyundai и Kia.

Результаты февраля во многом связаны с ценовой политикой конкретных импортеров в условиях падения курса гривны (одни решили быстро ”слить” склад, зафиксировать убытки и снизить финансовые риски на будущее, другие – привязали цены на автомобили к курсу доллара). Кто есть кто – понятно из результатов.

Проиллюстрируем это графически:

Рис. 7. Изменение объемов продаж в январе-феврале 2014 г.
по сравнению с январем-февралем 2013 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных марок в Украине в январе-феврале 2014 года показал прирост в 1%. Лидеры прежние – Audi и Mercedes.

Вернуться к списку