Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Итоги 2013

АНАЛИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

 

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Январь 2014

        Итоги 2013 года

Последние тенденции на рынках России и Украины

В декабре рынок России поставил рекорд – свыше 211 тыс. новых иномарок. Интересно сравнение 2013 года с предыдущим по месяцам (см. график): в первом квартале продажи были фактически на уровне 2012 года, с апреля по сентябрь наблюдалось отставание (наиболее заметное в мае-июне), в октябре и ноябре продажи вновь вернулись на прошлогодний уровень, а в декабре его заметно обогнали.

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в РФ по месяцам

Возможные причины смены тенденции:

  • программы субсидирования автокредитования

  • часть покупателей опасалась подорожания автомобилей российской сборки в связи с введением утилизационного сбора по ним с 1 января 2014 г.

  • активизация импортеров, акции и скидки

В связи с изложенным, а также сезонными факторами, можно ожидать достаточно слабых результатов рынка в январе-феврале 2014 г. Затем объемы продаж должны вернуться на уровень 2013 года. В экономике не ожидается ни быстрого роста, ни падения.

На автомобильном рынке Украины в декабре результаты оказались немного выше ноябрьских. Политический и экономический кризис ослабил традиционный эффект сезонного увеличения продаж в конце года. В целом говорить о новых тенденциях пока не приходится. Начало 2014 года будет достаточно слабым. Положение улучшится, если рынок поверит, что худшего сценария в экономике Украины удастся избежать.

Рис. 2. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в Украине по месяцам

Отметим, что на 1 января 2014 г. ситуация с золотовалютными резервами Украины несколько улучшилась (прирост на 1,6 млрд. долларов). Предположительно в течение 2014 года Украина сможет удержать курс гривны и провести платежи по внешнему долгу. Однако резервы постоянно будут находиться в зоне риска. Политические события начала года могут сильно повлиять на авторынок.

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА 2013 ГОД

Автомобильный рынок России за 2013 год.

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за 2013 год относительно 2006-2012 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок за 2006- 2013 гг. в РФ, тыс. шт.

В 2013 году рынок новых иномарок России упал на 1,8% по сравнению с прошлым годом. Следует подчеркнуть, что продажи отечественных брендов сократились за год на 17%, что создавало общий негативный информационный фон на рынке и несколько искажало его картину. Даже в декабре, когда продажи иномарок выросли на 9%, АвтоВАЗ и прочие уменьшили свои продажи на 12%.

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2013 гг. представлены ниже. Обратим внимание на отрадный факт: 4 квартал 2013 г. показал рост к 4-му кварталу 2012 г.

Рис. 4 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года


Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 2013 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Половина участников рейтинга показали падение продаж. Наибольшее - у Daewoo, Peugeot, Chevrolet и Ford.

Высокий рост показала марка Renault, а также премиум-марки Mercedes и BMW.

Из марок Холдинга в 2013 году лучше рынка сработали Opel (+0,2% к 2012 году) и Great Wall (+39%).

Проиллюстрируем эту ситуацию графически:

Рис. 5. Изменение объемов продаж в 2013 г.
по сравнению с 2012 г. в России по маркам

Рассмотрим теперь отдельно IV квартал 2013 г. в сравнении с предыдущим, третьим кварталом 2013 г.

Очевидно, что многие марки из тех, что по итогам года упали, в четвертом квартале уже показывали положительную динамику.

С другой стороны, отметим падение в IV квартале у лидеров рынка - Hyundai, Kia, Toyota.

Рис. 6. Изменение продаж в IV кв. 2013 г.
по сравнению с
III кв. 2013 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ в 2013 году показал прирост в 6%. Лидерскую позицию занимает Mercedes.

Автомобильный рынок Украины за 2013 год.

Рынок новых иномарок Украины показал падение продаж к прошлому году на 4,5%, но немного превысил результат 2011 года. Уровень 2007-2008 гг. по-прежнему выглядит космическим.

Рис. 7. Объемы продаж новых иномарок за 2006- 2013 гг. в Украине, тыс. шт.

Следует отметить, что сегмент отечественных брендов в Украине, как и в России, показал худшую динамику по сравнению с иномарками: падение на 18%. Интересно, что лоббистские меры украинских автопроизводителей практически убили на этом рынке АвтоВАЗ и другие российские бренды – почти двукратное падение продаж в 2013 году. Украинские бренды, такие, как ЗАЗ, увеличили благодаря этому продажи на 11,5%, то есть в значительно меньшей степени.

Рассмотрим поквартальную динамику украинского рынка:

Рис. 8. Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ

по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Падение рынка в четвертом квартале 2013 года стало худшим практически за четыре последних года.

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 2013 г. по сравнению с 2012 годом.

Из участников рейтинга ТОП-20 наибольший прирост показала Mazda (+66%), Geely (+33%). Наибольший рост в рейтинге у Mazda и Geely. Марки MAX остались в первой десятке, но потеряли одну-две позиции.

Наибольшее падение продаж у Chevrolet (-45%) и Daewoo (-28%).

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж в 2013 году (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).

Рис. 9. Изменение объемов продаж в 2013 г.
по сравнению с 2012 г. в Украине по маркам

На рисунке выше видно, что значительно упали корейские бренды с частично украинской сборкой.

Рассмотрим теперь результаты IV квартала 2013 г. в сравнении с тем же периодом 2012 года. Картина для большинства брендов довольно печальная – снижение продаж, как и у рынка в целом. Отметим хороший результат Renault. Падение Skoda гораздо меньше, чем по рынку в целом, за счет частичной украинской сборки.

Рис. 10. Изменение продаж в IV кв. 2013 г.
по сравнению с
IV кв. 2012 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных автомобилей в Украине в 2013 году вырос на 3% по сравнению с 2012 годом. Лидерскую позицию удерживает Mercedes. Наилучшая динамика – у марки Land Rover.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку