Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины и России. Январь - Октябрь 2013 год

 АНАЛИЗ 

ВАЖНЕЙШИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ
НА РЫНКЕ ИНОМАРОК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Ноябрь 2013

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Объем продаж на российском рынке в сентябре вышел из отрицательной зоны, опередив сентябрь 2013 г. В октябре произошло небольшое отступление, как и в октябре 2012 г.

 

Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в РФ по месяцам

Здесь же отметим, что отечественные марки падают гораздо сильнее, чем иномарки. Так, в октябре снижение продаж иномарок в сравнении с сентябрем составило всего 1,6%, а вот отечественных – 25%. В совокупности это дало результат -8%, что обеспечило негативный информационный фон.

 

Картина по итогам 10 месяцев 2013 г. представлена на следующей диаграмме.

 

 

Рис. 2. Динамика продаж иностранных и отечественных брендов, январь-октябрь 2013 г.

На автомобильном рынке Украины после августовского ажиотажа (в связи с утилизационным сбором) произошло резкое падение в сентябре. В октябре объемы продаж несколько выросли, так как рынок стал адаптироваться к новым условиям. Вместе с тем ноябрь и декабрь будут невыразительными по объемам продаж, и обычного сезонного прироста не произойдет.

 

Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в Украине по месяцам

Дополним данный анализ индикатором девальвации украинской гривны (золотовалютные резервы в сопоставлении с денежной базой).

Падение резервов началось еще в середине 2011 г., когда они составляли 37,6 млрд. долл., то есть эквивалент полугодового импорта. В 2012 году было потеряно 7,3 млрд. долл. За январь-октябрь 2013 г. ЗВР сократились еще почти на 4 млрд. долл. и составили 20,6 млрд. долл. (это трехмесячный объем импорта).

Отметим, что на 2013 пришелся пик выплат Украины по кредиту МВФ (5,61 млрд. долл., то есть 23% от объема ЗВР, имевшегося на 1 января). 2014 год будет немного легче (3,66 млрд. долл.).

 

Рис. 4. Соотношение золотовалютных резервов НБУ и денежной базы в гривнах по курсу НБУ (уровень ниже 100% означает риск девальвации)

Денежно-кредитная политика Нацбанка Украины в 2013 году была в целом ограничительной (иначе удержать курс и цены не удалось бы), но, тем не менее, с начала года она выросла на 11%.

Риски девальвации, безусловно, существуют. В ближайшие месяцы ситуацию можно контролировать за счет своих ресурсов, но в течение 2014 года, как мы уже говорили выше, необходимо получить внешнюю поддержку – или с Запада, или с Востока.

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА ЗА ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ 2013 ГОДА

Общие итоги 10 месяцев 2013 по трем странам

Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-октябрь 2013 года относительно аналогичного периода 2006-2012 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).

Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 10 мес. 2006- 2013 гг. в РФ, тыс. шт.

За 10 месяцев 2013 года рынок упал на 3,3% по сравнению с прошлым годом. А о его падении по составляющим мы говорили выше.

Рынок Украины показал падение продаж к прошлому году в 2,7%.

Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок за 10 мес. 2006- 2013 гг. в Украине, тыс. шт.

Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2013 гг. представлены ниже.

 

Рис. 7 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

 

Относительные темпы прироста в Украине:

 

Рис. 8 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине
по отношению к соответствующему периоду предыдущего года


Автомобильный рынок России за 10 месяцев 2013 года

Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 10 месяцев 2013 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-окт. 2013

Продажи за
янв-окт. 2012

Прирост
продаж

1

2

Renault

173494

155433

12%

2

1

Kia

164595

157519

4%

3

4

Hyundai

151443

146739

3%

4

3

VW

142729

150617

-5%

5

6

Toyota

127977

129574

-1%

6

5

Nissan

114193

131331

-13%

7

7

Chevrolet

99254

123504

-20%

8

8

Ford

85430

105517

-19%

9

9

Skoda

71553

80060

-11%

10

11

Opel

66626

67562

-1%

11

12

Mitsubishi

63269

59871

6%

12

10

Daewoo

49014

73589

-33%

13

13

GM-АвтоВАЗ

43064

49214

-12%

14

16

Mercedes

40111

33394

20%

15

14

Mazda

35153

38831

-9%

16

17

BMW

33744

29990

13%

17

18

Audi

30097

28388

6%

18

15

Peugeot

28639

37823

-24%

19

21

SsangYong

28406

25591

11%

20

19

Citroen

24131

28051

-14%

Более половины участников рейтинга показали падение продаж. Наибольшее - у Daewoo, Peugeot, Chevrolet и Ford.

Но есть марки, которые растут. Среди них выделяются три основные группы:

- премиум-сегмент (Mercedes, BMW, Audi, Land Rover). Спрос на них достаточно устойчив, а обновление автомобилей происходит чаще, чем в массовом сегменте;

- корейские марки (Kia, Hyundai, SsangYong) – хорошее соотношение цена-качество, сборка в России;

- китайские (за пределами первой двадцатки) – Geely, Lifan, Great Wall, Chery – эффект низкой базы 2012 года, доступная цена.

 

Проиллюстрируем эту ситуацию графически:

 

Рис. 9. Изменение объемов продаж за 10 мес. 2013 г.
по сравнению с 10 мес. 2012 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 5%. Лидерскую позицию занимает Mercedes.

 

Марка премиум

Продажи за
янв-окт. 2013

Продажи за
янв-окт. 2012

Прирост
продаж

Mercedes (легковые)

36 200

30 246

20%

BMW

33 744

29 990

13%

Audi

30 097

28 388

6%

Land Rover

16 746

15 735

6%

Lexus

12 969

13 012

0%

Другие

27 175

32 574

-17%

Премиум сегмент

156 931

149 945

5%

 Автомобильный рынок Украины за 10 месяцев 2013 года

Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 10 месяцев 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 года.

Место
2013

Место
2012

Марка

Продажи за
янв-окт. 2013

Продажи за
янв-окт. 2012

Прирост
продаж

1

1

Hyundai

14991

17337

-14%

2

2

VW

12439

13611

-9%

3

8

Geely

11837

9200

29%

4

4

Toyota

11499

11786

-2%

5

3

Kia

10586

12761

-17%

6

6

Skoda

9705

10795

-10%

7

5

Renault

9617

11036

-13%

8

7

Nissan

9421

9407

0%

9

9

Ford

9091

8664

5%

10

10

Chevrolet

4590

7705

-40%

11

12

Peugeot

4355

3678

18%

12

13

Fiat

4216

3623

16%

13

11

Mitsubishi

4176

4065

3%

14

15

Citroen

3781

3120

21%

15

18

Mercedes

2916

2387

22%

16

16

Honda

2881

2883

0%

17

19

Ssang Yong

2702

2178

24%

18

14

Daewoo

2312

3483

-34%

19

23

Mazda

2187

1316

66%

20

20

Audi

2059

1989

4%

Из участников рейтинга ТОП-20 наибольший прирост показала Mazda (+66%), Geely (+29%).

Наибольший рост в рейтинге показали также Mazda и Geely. Наибольшее падение продаж у Daewoo.

Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 10 месяцев 2013 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).


Рис. 10. Изменение объемов продаж за 10 мес. 2013 г.
по сравнению с 10 мес. 2012 г. в Украине по маркам

 

Сегмент премиальных автомобилей вырос на 4% по сравнению с 10 месяцами 2012г. Лидерскую позицию удерживает Mercedes.

Марка премиум

Продажи за
янв-окт. 2013

Продажи за
янв-окт. 2012

Прирост
продаж

Mercedes (легковые)

2 597

2 072

25%

Audi

2 059

1 989

4%

BMW

1 547

1 894

-18%

Land Rover

1 336

1 088

23%

Lexus

1 189

1 274

-7%

Другие

2 100

2 090

0%

Премиум сегмент

10 828

10 407

4%



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку