Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины, России и Беларуси. Январь - Ноябрь 2015

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Итоги Январь - Ноябрь

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции

В России в декабре ускорилось падение курса рубля. Развитие рынка нефти пошло по неблагоприятному для РФ сценарию, кроме того, внешнеполитические события и действия самих российских властей ухудшили экономические ожидания на 2016 год. Следует отметить, что для нынешнего уровня цен на нефть девальвация российского рубля до уровня 70-71 за доллар выглядит относительно скромной – цена барреля нефти в российских рублях опустилась на самый низкий уровень за последние пять лет.

Рис. 1. Цена на нефть Brent, рублей за баррель

Таким образом, российские власти столкнулись с новой проблемой – бюджет РФ на 2016 год при текущих цене на нефть и курсе российского рубля не может быть выполнен. Если нефть не подорожает, то возможны следующие шаги (или их комбинация):

  • урезать расходы бюджета
  • увеличить дефицит бюджета и быстро израсходовать Резервный Фонд
  • девальвировать российский рубль, например, до 80-90 за доллар

Пока Россия надеется, что ничего из этих неприятных действий не понадобится делать, но развитие событий может быть разным.

Кстати, Резервный Фонд Минфина РФ в последние месяцы стал расходоваться быстрее (см. диаграмму).

Рис. 2. Резервные фонды российского бюджета, млрд. долл.

На российском авторынке в ноябре объемы продаж остались на уровне октября. Конец года складывается достаточно вялым, оживить его способны девальвация и ожидания повышения цен (как в конце 2014 г., но в намного меньших масштабах). Но в этом случае и падение в начале 2016 года будет более глубоким.

В целом рынок существенно ниже прошлогоднего уровня, и отставание от него еще более возрастет в декабре.

Рис. 3. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке РФ (данные без учета отечественных автомобилей, т.к. в 2009 году значительную долю продаж составляли сверхбюджетные классические модели АвтоВАЗа, которых теперь нет на рынке)

В Украине в декабре на валютном рынке сохраняются прежние тенденции. Экономическая ситуация остается тяжелой, банковская система продолжает постепенно терять ресурсы, реальных реформ мало, и доллар колеблется в интервале 23-24 гривны, испытывая краткосрочные спекулятивные колебания. Стране удалось избежать худшего сценария – хаоса и развала, но болезнь из острой формы переходит в хроническую. Ключевые моменты ближайших нескольких месяцев – реструктуризация внешних долгов и получение кредитов, что позволит удержать определенную стабильность, но на очень низком уровне производства и доходов населения.

На авторынке Украины в ноябре существенных изменений не произошло.

Рис. 4. Помесячные продажи новых иномарок на авторынке Украины

Прогноз на ближайшие месяцы зависит от законодательных изменений. Если предположить, что акцизы на подержанные автомобили все же не будут снижены, то рынок в I квартале ждет сезонное падение, а потом – достаточно заметный рост. В противном случае рынок рухнет в несколько раз, вынуждая полностью изменить стратегию и тактику работы в Украине.

В Беларуси анализ начнем с валютного рынка, так как в последние месяцы обвал российского рубля вызывал соответствующие негативные последствие и в Беларуси. Подтверждением тому – график курса белорусского рубля к российскому. На данный момент курс вновь стал неприемлемым для многих белорусских экспортеров и усиливает для них проблемы со сбытом в Россию.

Рис. 5. Курс белорусского рубля к российскому рублю

Дополнительный фактор риска – постоянные ”валютные войны” в Таможенном Союзе (см. график), когда та или иная страна получает временное ценовое преимущество во взаимной торговле.

Рис. 6. Темпы роста курса доллара в России, Беларуси и Казахстане нарастающим итогом по сравнению с 1 января 2014 г.

На данный момент быстрее всего ослабляется национальная валюта даже не в России, а в Казахстане. В прошлом году Казахстан сильно опоздал с девальвацией тенге (и получил огромный ”серый импорт” российских товаров, в том числе автомобилей), а сейчас тенге девальвируется очень резко. При этом Беларусь по темпам девальвации к доллару отстает от своих экономических “союзников”.

Чтобы окончательно оценить вероятность ослабления белорусского рубля, посмотрим на график соотношения официального курса с расчетным (по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов).

Рис. 7. Официальный курс рубля НБ РБ и расчетный по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, белорусских рублей за доллар

Внешне пока ничего страшного нет, но только в том случае, если удастся договориться о кредитах с МВФ или Россией (через структуры ЕврАзЭС). В противном случае имеющегося уровня резервов будет недостаточно для обслуживания внешнего долга в 2016 году.

И еще одна больная тема (и риск для финансовой стабильности) – отток депозитов населения из банков РБ в результате принятия 12 ноября 2015 г. Декрета №7, который резко ухудшил условия для вкладчиков (налогообложение депозитов, безотзывные вклады, и, как следствие, падение ставок по действующим депозитам). Пока негативные последствия невелики (см. следующую диаграмму). Падение вкладов в белорусских рублях связано скорее с прошедшей девальвацией, а вклады в иностранной валюте в ноябре почти не снизились. Но ситуация станет более напряженной с приближением 1 апреля 2016 г., когда Декрет №7 полностью вступит в силу.

Рис. 8. Динамика депозитов населения в банках РБ

На автомобильном рынке Беларуси в ноябре снизились объемы регистраций за счет падения ”серого” импорта. Его доля в общем объеме (по иномаркам) составила 33% против 40% в октябре и 53% в сентябре.

Рис. 9. Объемы и структура регистраций новых иномарок в 2014- 2015 гг. в Беларуси по месяцам

В декабре-январе мы увидим противоположную тенденцию, но такого скачка, как на стыке 2014 и 2015 гг., не будет.

Автомобильный рынок России в январе-ноябре 2015 года

Покажем общие итоги продаж автомобилей (иномарки и отечественные автомобили) в России за 11 месяцев 2015 года относительно аналогичного периода 2009-2014 гг.

Рис. 10. Объемы продаж новых автомобилей в январе-ноябре 2009-2015 гг. в РФ, тыс. шт.

Продажи автомобилей за 11 месяцев 2015 г. составили 1 454 253 шт., сократившись на 35% относительно того же периода 2014 г. Продажи иномарок снизились на 36%, а сегмент отечественных автомобилей, - на 27%.

Портфель марок Холдинга в РФ относительно 11 месяцев прошлого года упал на 48% (в ноябре -54%, - большей частью за счет марок GM). Доля рынка наших марок в ноябре снизилась до 19,7% (по рынку иномарок).

Поквартальные темпы прироста российского рынка представлены ниже. Динамика падения в октябре-ноябре заметно усилилась, и в IV квартале окажется худшей за долгое время:

Рис. 11. Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей в России в разрезе отдельных брендов в январе-ноябре 2015 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки «Атлант-М» в России. В рейтинг также добавлена Opel, выбывшая из TOP-20.

Прирост продаж только у Lexus и Datsun (последний – только за счет низкой базы продаж прошлого года. Мы пока исключаем эту марку на диаграммах).

Только GM-АвтоВАЗ из всех марок Холдинга падает медленнее рынка, остальные - быстрее. Наибольшее отставание - у уходящих марок GM.

Рис. 12. Изменение объемов продаж за 11 мес. 2015 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ в январе-ноябре 2015 года показал падение на 22%, то есть несколько лучше рынка в целом.

Лидерство в абсолютных продажах у Mercedes (легковая группа), наилучшая динамика - у Porsсhe, Lexus. Остальные премиум-бренды по своей динамике мало отличаются от массовых.

Автомобильный рынок Украины в январе-ноябре 2015 года

Покажем общие итоги регистрации новых автомобилей в Украине в январе-ноябре 2015 года:

Рис. 13. Объемы регистраций новых автомобилей в январе-ноябре 2009-2015 гг. в Украине, тыс. шт.

В целом по рынку падение составляет -52% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом по иномаркам падение составило 50% от уровня продаж 2014 г, а продажи отечественных марок сократились на 64% (в три раза). Отметим, что тенденция улучшается, а динамика - сглаживается (это хорошо заметно на поквартальном графике).

Рис. 14. Темпы прироста объемов продаж новых автомобилей в РУ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

Портфель марок Холдинга в Украине относительно продаж 11 месяцев 2014г. упал на 44%, что несколько лучше рыночной динамики. Однако в ноябре портфель наших марок сократился на 23%, в то время как весь рынок сократился на 21%.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине в разрезе отдельных брендов за 11 месяцев 2015 г. (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в Украине.

Лишь марки BMW (с существенным отрывом) и Mazda в ТОП-20 увеличили продажи в этом году. Бренды Холдинга разместились в первой десятке рейтинга, но Skoda и VW существенно потеряли позиции, показывая динамику продаж хуже рыночной. С другой стороны, у Renault динамика лучше, чем в среднем по рынку.

Проанализируем динамику продаж по ТОП-20 марок в январе-ноябре 2015 г. относительно аналогичного периода 2014г.:

Рис. 15. Изменение объемов продаж в январе-ноябре 2015 г. по сравнению с январем-ноябрем 2014 г. в Украине по маркам

Skoda и VW все более отстают от рынка из-за излишне консервативного планирования импортера.

Сегмент премиальных марок в Украине за 11 месяцев 2015 года снизился на 25%, то есть лучше рынка в среднем в два раза.

Лидером сегмента остается BMW. Рост продаж у Acura связан с эффектом низкой базы. По остальным премиум-маркам динамика продаж ненамного лучше масс-сегмента.

Автомобильный рынок Беларуси в январе-ноябре 2015 года

В Беларуси в январе-ноябре 2015 года рынок новых автомобилей (регистрации) вырос на 26% по отношению к 11 месяцам 2014 г.

Рис. 16. Объемы регистрации новых автомобилей за январь-ноябрь 2009 - 2015 гг. в РБ

Сегмент регистраций премиальных автомобилей в январе-ноябре 2015 г. вырос всего на 5%. Несмотря на негативную динамику продаж, лидером премиум-сегмента по числу регистраций по-прежнему остается марка Audi.

Вернуться к списку