Анализ и прогноз важнейших тенденций и изменений на рынке иномарок Украины, России и Беларуси. Январь - Февраль 2016

Подготовлено Отделением Стратегического развития «Атлант-М»

Итоги Январь - Февраль

ОБЩИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

Важнейшие тенденции

Существенное укрепление цен на нефть увеличило оптимизм относительно перспектив российской экономики. Курс доллара к российскому рублю заметно снизился. Вообще говоря, любое укрепление российского рубля, даже вплоть до уровня 45-50 рублей за доллар, нельзя считать невозможным исходя из фундаментальных факторов. Мы неоднократно говорили, что рубль сильно недооценен (см. диаграмму) из-за высоких политических рисков, а также умышленных действий спекулянтов и регулятора. Сейчас этот ”навес” (или премия за политический риск) уменьшается.

Рис. 1. Официальный курс рубля ЦБ РФ и расчетный по соотношению денежной базы и золотовалютных резервов, рублей за доллар

Российский рубль в ближайшие месяц-два будет иметь тенденцию к укреплению при сохранении высокой волатильности. В отдельные моменты возможно его укрепление даже до уровня 65 рублей за доллар.

Однако, на наш взгляд, в более долгосрочной перспективе рубль перестанет укрепляться. Это невыгодно Минфину России (падение доходов от экспорта энергоресурсов) и Банку России (ухудшение платежного баланса, давление на золотовалютные резервы). Цена барреля нефти сейчас находится на уровне около 2800 рублей, в то время как более комфортный и привычный для России уровень – от 3000 до 3500 рублей (см. диаграмму).

Рис. 2. Цена нефти Brent, рублей за баррель

Поэтому начиная с определенного момента (скажем, на курсе 65 или 67 рублей за доллар) Банк России может начать покупку валюты для пополнения резервов.

Цены на нефть оттолкнулись от ценового дна, но имеют мало шансов вернуться на прежние высокие уровни – скорее, они найдут новое равновесие где-то в интервале от 40 до 60 долларов за баррель. При росте цен на рынке будет существенно нарастать предложение.

Перейдем к динамике автомобильного рынка России помесячно. Мы сравним ее с 2014-2015 гг., а также с ”посткризисным” 2010 годом.

Рис. 3. Продажи новых автомобилей в России помесячно

Можно видеть, что отставание от уровня 2015 года уменьшилось, а объемы продаж выше, чем в 2010 году. Март-апрель покажут, к какому сценарию будет склоняться рынок далее.

В Украине курс гривны к доллару временно закрепился на уровне 26-27 гривен и испытывает существенные колебания. Дальнейший ход событий (мы говорили об этом месяц назад – ничего нового) будет зависеть от разрешения политического кризиса.

  • Основной сценарий – некое переформатирование правящей коалиции, которое устроит внешних кредиторов, позволит разблокировать очередной транш кредита МВФ и удержать нынешнюю ситуацию.
  • Второй сценарий – “зависание” в ситуации неопределенности, с нынешним Правительством, без кредитов, но и без новых выборов. В этом случае гривна продолжит постепенно слабеть, ситуация будет очень неустойчивым.
  • Негативный сценарий – новый виток политического кризиса, внеочередные выборы в Раду и достаточно неприятные последствия для экономики и валютного рынка.

В экономике пока продолжается стагнация, хотя темпы падения все более замедляются.

На авторынке Украины, в феврале продолжился робкий (в плане количественных объемов) прирост регистраций.

Рис. 4. Регистрации новых автомобилей в Украине помесячно

С автомобильного рынка поступают сигналы о нарастании объемов ”серого” импорта – как из России, где цены на автомобили намного ниже, чем в Украине (даже с учетом дополнительной уплаты пошлин), так и из Европы. Эффект сложно оценить количественно - полной картиной может располагать только участник рынка, имеющий статистику от каждого импортера в отдельности. Мы же можем констатировать, что по марке Nissan “серый импорт” за январь-февраль составил 23% от всех регистраций, по марке Volkswagen – 14%, а по Renault пока незначителен.

Эта тенденция может негативно повлиять на результаты официальных дилеров, которые не смогут в полной мере воспользоваться ростом платежеспособного спроса.

Очевидно, что все ближайшие месяцы рынок будет ”плюсовать” по отношению к прошлому году за счет эффекта низкой базы. Темпы прироста будут достаточно высокими, но неустойчивыми.

Перейдем к экономике и авторынку Беларуси.

Белорусский рубль ”воспользовался” укреплением российского рубля и также укрепился к доллару, но в меньшей степени. Интересно отметить, что валюты стран Таможенного Союза после периода определенных ”валютных войн” сейчас имеют очень сходную динамику по отношению к доллару и практически восстановили докризисный паритетный уровень взаимных валютных курсов (который был на начало 2014 года).

Рис. 5. Динамика российского рубля, белорусского рубля и казахстанского тенге (уровень 1 января 2014 г. принят за 100%)

Другими словами, курс белорусского рубля сейчас, вероятно, приемлемый с точки зрения торгового баланса. Основной проблемой остается недостаточность золотовалютных резервов в условиях выплат по внешнему долгу (новые кредиты обещаны, но пока не поступили).

Мы продолжаем держать в зоне внимания риск устойчивости финансовой системы. Отток депозитов населения из банков Беларуси, связанный с введением безотзывных вкладов и налога на доход от депозитов, продолжается. Однако его темпы пока не критичны и отчасти объясняются падением доходов населения как таковых.

Рис. 6. Динамика депозитов населения в коммерческих банках РБ

На автомобильном рынке Беларуси в феврале объемы регистрации продолжали сильно уступать прошлогоднему уровню. Причины все те же - резкое сокращение объемов ”серого” импорта в сравнении с высоким уровнем начала 2015 года.

Рис. 7. Структура регистрации новых иномарок за январь-февраль 2015 и  2016 г. в РБ

С точки зрения помесячных регистраций в феврале наблюдалось улучшение по сравнению с январем, и это хороший симптом. В данном случае мы сравниваем картину 2013-2016 гг. и не берем 2010 год, когда условия работы на рынке были совсем другими.

Рис. 8. Регистрации новых автомобилей в Беларуси помесячно

Автомобильный рынок России в январе-феврале 2016 г.

Покажем общие итоги продаж автомобилей (иномарки и отечественные автомобили) в России за 2 месяца 2016 года относительно аналогичного периода 2009-2015 гг.

Рис. 9. Объемы продаж новых автомобилей, январь-февраль 2009-2016 гг. в РФ, тыс. шт.

Падение рынка относительно января-февраля 2015 г. составило 21%, при этом продажи иномарок упали сильнее, чем рынок в целом - на 23%, а вот падение отечественных марок составило всего 11 % (в большей мере за счет роста продаж ГАЗ и УАЗ).

Марки, входящие в портфель «Атлант-М» в России (уже без учета Opel и Chevrolet DAT), суммарно снизили продажи на 13%, то есть лучше среднерыночного показателя. Положительно на это повлиял результат марки Ford.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей в России в разрезе отдельных брендов в январе 2016 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки «Атлант-М» в России.

Прирост продаж среди иностранных брендов отмечен только у Ford и Lexus (у обоих марок начало прошлого года было очень неудачным). Следует также отметить рост в рейтинге у Toyota (отметим хорошие продажи Toyota RAV4 в феврале).

Падение продаж сильнее испытывает Hyundai, у которого порядка 74% микса приходится на Solaris. Еще одна не так давно популярная модель ix35 вылетела из ТОП-25. Совсем плохо обстоят дела у новой марки Datsun – ее продажи (и это с учетом мер господдержки и программ льготного кредитования) упали на 54,5%, что является наихудшей динамикой в данном рейтинга.

Ford - единственная из марок Холдинга, которая показывает рост. Другие наши марки (за исключением Skoda) падают, но медленнее рынка:

Рис. 10. Изменение объемов продаж в январе-феврале 2016 г. в России по маркам

Сегмент премиальных марок в РФ в январе-феврале 2016 года показал падение на 15%. Лидерство в абсолютных продажах у Mercedes (легковая группа), наилучшая динамика - у Porsсhe, Lexus и Cadillac (см.другие).

Отметим резко негативное падение продаж у Volvo (обусловлено запоздалым обновлением и узостью модельной линейки, политикой ценообразования и отзывом флагманской модели) и Acura (изменение модели работы завода в России).

Рынок подержанных автомобилей в России в январе-феврале 2016 г.

Это новый и пока экспериментальный раздел данного аналитического обзора. Мы хотим отразить тот факт, что рынок подержанных автомобилей в России падает медленнее, чем рынок новых машин (а в феврале вообще начал расти) и может являться источником для восстановления доходов автомобильных дилеров.

Покажем общие итоги регистрации подержанных автомобилей в России в январе-феврале 2016 г. относительно аналогичного периода 2014-2015 г.г.:

Рис. 11. Объемы продаж подержанных автомобилей, январь-февраль 20014-2016 гг. в РФ, тыс. шт.

Объем продаж подержанных автомобилей относительно января-февраля 2015 г. увеличился на 2 % (прирост по продажам иномарок составил 7% в то время как отечественные б/у машины «упали» на 7%).

Рынок АМП за 2 месяца 2016 г. оказался в 3,5 раза больше рынка новых автомобилей:

Рис. 12. Объемы продаж новых и подержанных автомобилей в РФ, тыс. шт.

Наиболее популярные модели иномарок с пробегом за 2 месяца 2016 г.:

В 2016 году отрицательная динамика продаж (точнее, перепродаж, учитывая суть данного рынка) наблюдается только у моделей Daewoo Nexia, VW Passat и Mitsubishi Lancer. По остальным моделям – прирост, а лидерство среди АМП-иномарок занимает Ford Focus.

Автомобильный рынок Украины в январе-феврале 2016 г.

Покажем общие итоги регистрации новых автомобилей в Украине в январе-феврале 2016 г. относительно аналогичного периода 2009-2015 г.г.:

Рис. 13. Объемы регистраций новых автомобилей в январе-феврале 2009-2016 гг. в Украине, тыс. шт.

Относительно января-февраля 2015 г. рынок регистраций новых автомобилей увеличился на 30% (по сегменту иномарок рост составил 29%, по отечественным - 39%, но на очень малых объемах).

Динамика продаж «наших» (по состоянию на февраль) марок в целом соответствует рыночной динамике. Прироста продаж добились марки Renault, Skoda и Volkswagen, отрицательная динамика у Nissan.

Покажем ТОП-20 продаж новых автомобилей (включая отечественные) в Украине в разрезе отдельных брендов за январь-февраль 2016 г. (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в Украине.

Skoda вернулась в ТОП-10 и нарастила продажи относительно января-февраля 2015 г. Nissan, несмотря на падение, остался в первой тройке рейтинга. По остальным маркам сказываются низкие продажи в начале 2015 г., что и дало высокий процентный прирост.

По другим маркам можно отметить ухудшение позиций Hyundai, идущей с существенным отставанием от рынка. Также в ”минусе” Mazda, которая в 2015 году росла.

Рис. 14. Изменение объемов продаж в январе-феврале 2016 г. по сравнению с январем-февралем 2015 г. в Украине по маркам

Сегмент премиальных марок в Украине за январь-февраль 2016 года увеличился в 2,5 раза относительно января-февраля 2015 г. Лидером сегмента остается BMW, прирост продаж показывают все марки за исключением нишевых.

Интересно отметить, что весь прирост продаж автомобилей в Украине по сравнению с прошлым годом составил 1836 штук. Из них 736, или 40%, пришлись на премиум-сегмент.

Автомобильный рынок Беларуси в январе-феврале 2016 г.

В Беларуси в январе-феврале 2016 г. рынок новых автомобилей (регистрации) снизился на 53% по отношению к аналогичному периоду 2015 г.

Рис. 15. Объемы регистрации новых автомобилей за январь-февраль 2009 - 2016 гг. в РБ

Регистрации иномарок по сравнению с январем-февралем 2015 г. упали на 54%, а сегмент отечественных автомобилей показал падение в 34%.



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку