Что такое ТО?

Что такое ТО?

Анонс: Что такое ТО (техническое обслуживание авто), или за что платит деньги владелец автомобиля. Читайте об этом в статье Дениса Козлова.

Возьмем, к примеру,… холодильник. Купил его, поставил, и работает он год, два, три, а то и более. Ни масло ему менять не нужно, ни фильтры, ни свечи. Да и вообще на сервис не нужно. Только если сломается, тогда приходится хлопотать о ремонте. Почему с автомобилями иначе? Ведь и в холодильнике, и в машине есть мотор, рабочие жидкости. И там, и там есть износ. Что, холодильники делают более качественными и продуманными, по сравнению с машинами? И почему за техослуживание автодилеры берут такие деньги?

Дело в том, что все технические объекты, от холодильника до автомобиля, можно разделить на необслуживаемые, которые включил в розетку или поставил батарейку, и они «пашут», и обслуживаемые, которые требуют регулярных хлопот. Регулярность эта может выражаться в часах наработки, часах налета, километрах пробега. И в календарном времени тоже, например, каждые 12 месяцев.

К необслуживаемым относятся такие машины/системы/механизмы/узлы, которым не приходится работать в условиях значительных перепадов температур и большого диапазона рабочих нагрузок, которые не влияют на безопасность человека напрямую. Тот же холодильник, к примеру. Привез его домой, включил его в розетку, и дело с концом. Или телевизор, который работает аналогично. А вот, скажем, для механических наручных часов положено каждые два-три года выполнять профилактические работы, очистку от пыли, возобновление смазки. Ведь часам, порой, очень несладко приходится. И удары их сотрясают, и в жару мы их носим, и в холод они на руке. И на пляже, в песке. Потому такие часы – механизм обслуживаемый! И без ТО через 5-10 лет может сдаться даже дорогой, высококачественный, швейцарский механизм. Так что будьте в курсе.

Что уж тут про автомобили говорить! Им приходится ездить от -30 до +40, по песку, пыли, воде, грязи и противогололедным реагентам. Ездить налегке и гружеными по самую крышу. Ездить немного, и по 200-300 км в день. Ездить спокойно, и буйно, когда водитель признает для педалей тормоза и «газа» только два положения, «Включено» и «Выключено». Про безопасность и говорить не приходится, потому что автомобиль – объект повышенной опасности изначально…

Вот так, пла-а-а-авно, чтобы вы поняли техническую суть вопроса, мы переходим непосредственно к ТО (Техническому обслуживанию), которое заключается отнюдь не только в смене моторного масла и масляного фильтра.

Догадливый читатель наверняка уже понял, к чему я клоню. Коль скоро автомобилю приходится работать в условиях высоких механических и температурных нагрузок, иногда в условиях контакта с агрессивными жидкостями (гололедные реагенты) и он – объект повышенной опасности, то кроме масла-фильтра периодически ещё нужно что-то менять, а также контролировать состояние и исправность всего, что подвергается различным нагрузкам, и что влияет на безопасность. Следовательно, для увеличения продолжительности эксплуатации автомобиля, необходимо своевременно проходить техническое обслуживание (ТО).

В точку! Именно так! А для того, чтобы знать, когда и что менять, каждый автопроизводитель, для каждой своей модели разработал так называемый «Регламент технического обслуживания», в котором все это указано. Вот, кстати, выдержка из «Регламента» одного из автомобильных концернов для модели класса Golf:

Перечень работ по техническому обслуживанию согласно Регламенту ТО

Интервал ТО (месяцы, километры), что наступит раньше

 месяцы 12 24 36 48 60
   тыс. км  15  30  45  60  75
Список работ
 
  Вид работ  
 1 Зазоры клапанного механизма (при появлении повышенного шума)   п
 2 Приводные ремни     п   п  п   п   п
 3 Замена масла и масляного фильтра двигателя   з  з  з  з з
 4 Состояние радиатора системы охлаждения, шлангов и патрубков   п  п  п  п  п
5 Охлаждающая жидкость   3
 6 Воздушный фильтр   п  п  з  п  п
 7 Свечи зажигания    п  п  п  п  з
8 Топливопроводы и шланги    п  п  п  п  п
 9 Уровень и плотность электролита АКБ    п  п  п  п  п
10 Тормозная жидкость   з
 11 Состояние тормозных трубок, шлангов, соединений   п  п  п  п п
 12 Состояние тормозных колодок, дисков, барабанов, работа стояночного тормоза   п  п  п  п  п
 13 Рулевой механизм, рулевые тяги   п  п  п  п  п
 14 Масло механической трансмиссии   з
 15 Жидкость автоматической трансмиссии    п  п
 16 Передняя и задняя подвеска, втулки, шаровые, подшипники   п  п  п  п  п
 17 Привод колес   п  п  п  п  п
 18 Система выпуска отработавших газов   п  п  п  п  п
 19 Наружные и внутренние световые приборы, звуковой сигнал, щетки с/очистителя   п  п  п  п  п
 20 Состояние кузова (ржавчина, коррозия, последствия ДТП)  Проверка на каждом ТО
 21 Фильтр салона   п  з  п  з  п
 22 Состояние шин, давление    п  п  п  п  п

В этой таблице «п» - проверка, «з» - замена.

Вот что скрывается за двумя буквами Т и О. Как видите, это действительно не только замена моторного масла и масляного фильтра. Это порядка двух десятков рабочих операций, выполняемых с определенной регулярностью. И цель всего этого – поддержание долговечности и надежности автомобиля, а также его безопасности, как для водителя и пассажиров, так и остальных участников дорожного движения.

Помните времена массового ввоза в нашу страну подержанных иномарок из Германии-Европы? Помните, как ценилось при покупке «Только из Германии, без пробега по СНГ»? Никогда не задавали себе вопроса, почему бывало так, что оттуда приходила машина «живой», а у нас быстро «умирала»? Да потому что тамошний среднестатистический Ганс живет в стране, в которой автосервису уже 100 лет. Он родился с пониманием того, что такое ТО и почему нужен Регламент технического обслуживания. Еще его дедушка убедился в том, что тратить деньги на ТО по регламенту в итоге получается дешевле, чем «махануть» фильтр и масло, а потом, тысяч через 10-30 км пробега и пару лет, ковыряться с бесконечными поломками. У нас автосервиса как такового не было со времен владычества Российской Империи. Он начал появляться сравнительно недавно, с новыми автомобилями из стран, где он давно был. А это говорит о том, что культуры владения автомобильной техникой у многих из нас, в Украине, пока нет… Вот такой расклад.

Мне же осталось добавить, что перечень работ при ТО (Техническому Обслуживанию) и межсервисные интервалы для вашего авто могут отличаться от приведенных в моем примере. На то он и пример. И если у вас автомобиль марки Volkswagen, Skoda, Renault или Nissan, то узнать, как обслуживать технику правильно, согласно Регламента автопроизводителя, очень просто: обращайтесь за выполнением ТО к моим коллегам в автоцентры «Атлант-М». Они точно знают, что, как и когда делать.

Денис Козлов



Поделиться в социальных сетях:

Вернуться к списку